Второстепенные члены предложения

Второстепенные чле­ны пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Чтобы понять, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, напом­ним, что грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым ядром пред­ло­же­ния явля­ет­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Если в выска­зы­ва­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным, напри­мер:

Зима.

Наступила зима.

Пришла зима.

Завьюжила зима.

Что такое второстепенные члены предложения?

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, напри­мер:

Зима заво­дит с маем дол­гий раз­го­вор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

  • что? зима — под­ле­жа­щее,
  • зима что дела­ет? заво­дит раз­го­вор (раз­го­ва­ри­ва­ет) — про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое,
  • заво­дит раз­го­вор с чем? с маем — допол­не­ние, под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния,
  • раз­го­вор какой? дол­гий — опре­де­ле­ние, под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния.

Второстепенные чле­ны пред­ло­же­ния — это чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ски зави­ся­щие от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие их и свя­зан­ные с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Главные и второстепенные члены предложения

Виды второстепенных членов

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • опре­де­ле­ние,
  • допол­не­ние,
  • обсто­я­тель­ство.

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Таблица

Название Что обо­зна­ча­ет Вопрос От како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­сит Способ выра­же­ния
Определение Признак пред­ме­та Какой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­ства Существительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое чис­ли­тель­ное
Причастие



Дополнение Предмет Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?



от ска­зу­е­мо­го Существительное
Местоимение
Количественное чис­ли­тель­ное

Обстоятельство Место, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д. Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­го Наречие
Существительное с пред­ло­гом
Глагол
Деепричастие


Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый име­ет общее зна­че­ние при­зна­ка, отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей? и отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем.

Полная луна плы­ла по ясно­му без­об­лач­но­му небу (В. Арсеньев).

  • луна какая? пол­ная
  • по небу како­му? ясно­му, без­об­лач­но­му.

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их фор­ма­ми:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

  • совет (чей?) учи­те­ля,
  • спи­сок (какой?) груп­пы,
  • вет­ка (чья?) бере­зы,
  • шап­ка (какая?) с козырь­ком,
  • пла­тье (какое?) в полос­ку,

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его,
  • её радость — радость (чья?) её,
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их,

3. наре­чи­ем

  • взгляд испод­ло­бья,
  • борщ по-украински,
  • парк напро­тив,
  • ули­ца наис­ко­сок,

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го

  • чай покреп­че,
  • маль­чик постар­ше,
  • дев­чуш­ка посме­лее,

5. инфи­ни­ти­вом

  • надеж­да отдох­нуть,
  • жела­ние при­лечь,
  • вре­мя дей­ство­вать,

6. нечле­ни­мым сло­во­со­че­та­ни­ем

  • ребе­нок шести лет,
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са,
  • дом в трех шагах,
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Дополнение

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет и отве­ча­ю­щий на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша,
  • выпи­ла (чего?) сока,
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу,
  • отдам (кому?) това­ри­щу,
  • взял­ся (за что?) за пери­ла,
  • гор­жусь (кем?) доче­рью,
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми,
  • думаю (о чём?) о рабо­те,
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке.

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние.

Я лёг на снег и закрыл (что?) гла­за (Вениамин Каверин. Два капи­та­на).

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Мы увле­ка­ем­ся (чем?) ката­ни­ем на конь­ках.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го.

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Чаще оно пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, но может отно­сить­ся и к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам пред­ло­же­ния.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка.

(Где?) На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И. Соколов-Микитов).

Обстоятельства делят­ся на основ­ные виды:

1. обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?)

Ленивые круп­ные хло­пья сне­га (как?) бес­шум­но сколь­зи­ли мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) мед­лен­но, впе­ре­вал­ку (А. Гайдар).

2. меры и сте­пе­ни (в какой сте­пе­ни?)

До вече­ра оста­ва­лось не более полу­ча­са, а заря едва-едва (в какой сте­пе­ни?) зажи­га­лась (И. С. Тургенев).

В пер­вый раз голос у неё немно­го (в какой сте­пе­ни?) дрог­нул (В. Каверин).

3. обсто­я­тель­ства места (где? куда? отку­да?)

Снег висел (где?) на дере­вьях, лежал (где?) на кры­ше кара­уль­но­го поме­ще­ния (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна роб­ко шаг­ну­ла (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (отку­да?), свер­ху, откры­вал­ся вели­ко­леп­ный вид во все сто­ро­ны (В. Арсеньев).

4. обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я дол­жен буду дать свое сло­во без­воз­врат­но (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже соби­рал­ся было при­лечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С само­го утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обсто­я­тель­ства усло­вия (при каком усло­вии?)

Начнем собра­ние (при каком усло­вии?) при нали­чии боль­шин­ства.

(При каком усло­вии?) При жела­нии все­го мож­но добить­ся.

Он выпол­нит это пору­че­ние (при каком усло­вии?) в слу­чае дого­во­рен­но­сти с постав­щи­ка­ми.

6. обсто­я­тель­ство при­чи­ны (поче­му? отче­го? по какой при­чине?)

Сенокос запоз­дал (отче­го?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боя­лась, что кни­ги погиб­нут (поче­му?) от сыро­сти (И. Эренбург).

Прихватим с собой в доро­гу зон­ти­ки (по какой при­чине?) на слу­чай дождя.

7. обсто­я­тель­ство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мок­рой доро­ге седой ста­рик. Шагал (с какой целью?) поко­сить тра­вы коро­вён­ке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укреп­ле­ния здо­ро­вья сле­ду­ет про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие вод­ные про­це­ду­ры.

Хозяин дома вышел на крыль­цо (с какой целью?) встре­тить гостей.

8. обсто­я­тель­ство уступ­ки обо­зна­ча­ет, вопре­ки чему совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы: вопре­ки чему? несмот­ря на что?

В Петербурге вопре­ки его соб­ствен­ным ожи­да­ни­ям ему повез­ло (И. С. Тургенев).

Повезло вопре­ки чему? вопре­ки ожи­да­ни­ям.

Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: