Ударение в слове «заговор» ставится на гласный звук «а» первого фонетического слога.
Значение слова «заговор»
Эту лексему употребляют в речи с разными значениями:
- тайная договоренность против кого-то или чего-то для достижения поставленной цели,
- сговор, уговор,
- магическое заклинание в качестве лечебного средства против болезни, зубной боли и пр.
В повседневной жизни можно услышать двоякое произношение этого слова. Куда правильно ставить ударение:
«зАговор» или «заговОр»?
На какой слог ударение в слове?
Чтобы выяснить, на какой слог следует ставить ударение при произношении этого слова, разделим его на фонетические слоги. В слове содержится столько фонетических слогов. сколько в нем звучит гласных:
за́-го-вор.
Это трехсложное слово правильно произносится, если голосом выделить гласный звук первого фонетического слога.
В слове «заговор» ударение ставится на гласный «а» первого слога согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Пьер видел, что был за́говор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился (Лев Толстой. Война и мир).
Это ударение на первом слоге сохраняется во всех формах этого неодушевленного существительного второго склонения:
- и. п. что? за́говор, за́говоры
- р. п. нет чего? за́говора, за́говоров
- д. п. верю чему? за́говору, за́говорам
- в. п. знаю что? за́говор, за́говоры
- т. п. интересуюсь чем? за́говором, за́говорами
- п. п. узнаю о чём? о за́говоре, о за́говорах
Поупражняемся в постановке ударения
Чтобы усвоить правильное ударение в слове, прочтем отрывки из художественных произведений:
За́говор уничтожает все титулы, созданные прихотями того или иного общественного строя (Фредерик Стендаль. Красное и черное).
Наши предки больше ста лет жили вместе под одной кровлей, а ваы замыслили какой-то страшный за́говор против меня (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).
Приказ был настолько ясен, что не оставлял места ни для каких сомнений: наш за́говор раскрыт, и под нас подводится контрмина (Джек Лондон. Железная пята).
Стоят тут и не знают, какой страшный за́говор, может быть, он сам раскроет (Анатолий Рыбаков. Кортик).