Ударение в слове «гофрированный» необходимо ставить на гласный звук «о» третьего слога.
Значение слова
Это слово является производным от глагола «гофрировать».
В процессе гофрирования мастером создаются волнообразные складки на любой поверхности. Уточним, что значит прилагательное «гофрированный»:
- имеющий после специальной обработки ряды параллельных волнообразных складок (о ткани, бумаге, металле и т. п.).
- Сделанный из такого материала.
- перен. Имеющий волнистую складчатую поверхность.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словобразовательный. М., Русский язык, 2000
Ионийский хитон делали из двух широких кусков тонкой гофрированной ткани (М. И. Козьякова. История. Культура. Повседневность).
Савойская капуста похожа на белокочанную, но имеет несколько гофрированные листья, обладающие нежным и приятным вкусом (С. А. Самсонов. Золотая книга богатого урожая).
В современной жизни нам встречаются множество предметом с гофрированной поверхностью:
- рукав,
- карниз,
- бархат,
- бумага,
- трубка,
- шланг,
- металл,
- пластик и пр.
На какой слог ударение в слове «гофрированный»?
В разговорной речи интересующее нас слово произносят по-разному. На какой слог следует ставить ударение в слове «гофрИрованный» или «гофрирОванный»?
Чтобы выяснить это, разделим анализируемое прилагательное на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков, содержащихся в нем:
го-фри-ро́-ва-нный.
При произношении этого пятисложного слова голосом выделим гласный звук третьего фонетического слога.
Согласно орфоэпической норме русского литературного языка в слове «гофрированный» следует ставить ударение на гласный «о» третьего слога.
Акцентируем внимание, что в ни в одном из родственных слов с корнем гофр- не является ударным гласный «и» второго слога:
гофрирова́ть — гофрирова́льный — гофриро́ванный — гофриро́вка.
Поупражняемся в постановке ударения
Чтобы закрепить правильное произношение анализируемой лексемы, прочтем следующие отрывки из произведений художественной литературы:
Из-под жилета торчало мелко гофриро́ванное жабо, а снизу болталась очень длинная стальная цепочка от часов, на конце которой не было ничего, кроме ключа (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Отсюда явствует, что употребление крахмала в гофриро́ванные воротники восходит к далекой древности (Мигель Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский).
Склады были бесконечно длинные, серые, из гофриро́ванной пластмассы, с гигантскими белыми буквами, намалёванными на стенах (Аркадий и Борис Стругацкие. Стажёры).