Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).
Приведем примеры словообразовательных пар слов, принадлежащих к разным частям речи.
Чтобы понять, что такое словообразовательная пара, укажем, что нужно учитывать, чтобы назвать два слова этим термином. Из двух однокоренных лексем можно составить пару, если между ними существует словообразовательная мотивация.
Словообразовательная мотивация
Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:
- стол
- стена
- зеленый
- красный
Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:
- красный — корень/окончание,
- стол — корень/окончание.
Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:
- пилить
- сказать
- хотеть
- веять
В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:
- стол → настольный
настольный — это «находящийся на столе«,
- лес → лесник
лесник — это «человек, охраняющий лес«.
Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.
Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.
Основные способы словообразования | Примеры |
---|---|
1. Приставочный | прилететь → лететь |
2. Суффиксальный | темнота → темный |
3. Приставочно-суффиксальный | безработица → работать |
4. Бессуффиксный | переход → переходить |
5. Сложение: | телефон-автомат → телефон, автомат |
6. Слияние (образование слов из словосочетаний) | малопригодный → мало, пригодный |
7. Переход из одной части речи в другую | больной (сущ.) → больной (ребенок), |
Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.
Выяснив значение этих терминов, определим, что такое словообразовательная пара.
Какие слова составляют словообразовательную пару?
Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема:
- белый → беловатый,
- запевать → запевала,
- заря → зарница,
- громкий → громко .
Понаблюдав, как образуются однокоренные слова друг от друга, можно сделать вывод, что такое словообразовательная пара.
Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим (мотивирующим), второе — производным (мотивированным) непосредственно от него.
Как определить производящее слово?
Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.
Понаблюдаем:
- слон → слонёнок ,
- бежать → убежать ,
- побелить → побелка,
- снег → подснежник ,
- цвет → соцветие.
Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:
- земля → земляной,
- земля → земелька,
- земля → приземлить,
- земля → заземлить.
Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:
- камень → каменеть → окаменеть → окаменелый → окаменелость,
- белый → белить → побелить → побелка,
- греть → подогреть → подогревать → подогреватель.
При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.
К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:
убыток — быть
Слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке укажем существительное «убыток»:
быть → убыть → убыток
Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:
- быть → убыть ,
- убыть → убыток .
Значит, производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).
Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.
Закономерности словообразования
1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:
- злой → злость ,
- синий → синь ,
2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:
- восхитить → восхищение,
- варить → варенье [эн’й’э],
- платить → плат а,
- ожидать → ожидание [й’э],
- обменять → обмен ,
- уколоть → укол ,
3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:
- болтун → болтунья [й’а] ,
- скрипач → скрипачка,
- приёмщик → приёмщица,
- художник → художница,
4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:
- (что сделать?) повторить → (что делать?) повторять,
- ответить → отвечать,
5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:
- обезболить → обезболивать,
- созреть → созревать .
6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -о/-е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:
- блестящий ответ → ответил блестяще ,
- ветреный день → ветрено ,
- безветренный вечер → безветренно ,
- безошибочный вариант → безошибочно написать.
План словообразовательного разбора
Поупражняемся, какая словообразовательная пара составлена правильно. Найдем ошибки в словообразовательных цепочках.
Тест
А. Производящее и производное слово объединены правильно в парах:
- скорый — ускорить,
- номер — номерок,
- грязь — грязноватый,
- построить — постройка,
- светлый — светлеть,
- верхушка — верхушечный,
- фасовать — фасовочный,
- делать — недоделанный,
- трудный — затруднение,
- родной — родственный.
Б. Укажите номера слов, составляющих словообразовательную пару:
- гримировать — гримировочный,
- пять — впятером,
- стройка — перестройка,
- болтать — болтливый,
- зимовать — зимовка,
- шутить — шуточка,
- замарать — замарашка,
- глубокий — углубить,
- певун — певунья,
- черствый — почерстветь.
В. Какая словообразовательная пара составлена правильно?
- море — приморский,
- жестко — жестковатый,
- ежиха — ежонок,
- жизнь — жизненный,
- буксир — буксировка,
- семеро — всемером,
- знание — знаток,
- подготовить — подготовительный,
- заземлить — заземление,
- лечение — лечебный.
Г. Укажите номера рядов слов с правильно составленной словообразовательной цепочкой:
- говорить → говор → говорок,
- голос → голосование → голосовать,
- ходить → ход → выходить,
- играть → выиграть → выигрыш → выигрышный,
- сосенка → сосновый → сосняк,
- лист → листва → лиственный → лиственница,
- зима → зазимовать → зимовка,
- чары → очаровать → очаровательный,
- городить → перегородить → перегородка → перегородочный,
- стрелять → стрельба → стрельбище.