Словообразовательная пара

Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим, а вто­рое про­из­вод­ным непо­сред­ствен­но от него с помо­щью сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мор­фе­мы (мор­фем).
Приведем при­ме­ры сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Чтобы понять, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара, ука­жем, что нуж­но учи­ты­вать, что­бы назвать два сло­ва этим тер­ми­ном. Из двух одно­ко­рен­ных лек­сем мож­но соста­вить пару, если меж­ду ними суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная моти­ва­ция.

Словообразовательная мотивация

Большинство слов совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от дру­гих лек­сем. Слова могут быть сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но моти­ви­ро­ван­ны­ми (про­из­вод­ны­ми) и немо­ти­ви­ро­ван­ны­ми (непро­из­вод­ны­ми). Непроизводные сло­ва не обра­зо­ва­ны от дру­гих слов. Их невоз­мож­но опре­де­лить через посред­ни­че­ство дру­гих слов:

  • стол
  • сте­на
  • зеле­ный
  • крас­ный

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся про­сты­ми. Их осно­ва чаще все­го вклю­ча­ет толь­ко корень:

  • красный — корень/окончание,
  • стол — корень/окончание.

Многие непро­из­вод­ные гла­го­лы име­ют более слож­ную осно­ву, состо­я­щую из кор­ня и суф­фик­са:

  • пилить
  • сказать
  • хотеть
  • веять

В рус­ском язы­ке посто­ян­но про­ис­хо­дит обнов­ле­ние лек­си­че­ско­го соста­ва. От одно­ко­рен­ных слов обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы. Значение про­из­вод­но­го сло­ва мож­но объ­яс­нить с помо­щью про­из­во­дя­ще­го:

  • стол → настольный

настоль­ный — это «нахо­дя­щий­ся на сто­ле«,

  • лес → лесник

лес­ник — это «чело­век, охра­ня­ю­щий лес«.

Основа про­из­вод­но­го (моти­ви­ро­ван­но­го) сло­ва назы­ва­ет­ся про­из­вод­ной, а осно­ва про­из­во­дя­ще­го (моти­ви­ру­ю­ще­го) сло­ва явля­ет­ся про­из­во­дя­щей.

Таким обра­зом, про­из­вод­ные сло­ва в язы­ке явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Они обра­зу­ют­ся непо­сред­ствен­но от про­из­во­дя­щих основ одно­ко­рен­ных лек­сем с помо­щью раз­лич­ных сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных аффик­сов (при­ста­вок, суф­фик­сов, при­ста­вок и суф­фик­сов, пост­фик­сов и пр.) Учитываем, что в осно­ву не вхо­дят фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окон­ча­ния.

Основные спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния Примеры

1. Приставочный

прилететь → лететь
пригород → город
доныне → ныне

2. Суффиксальный

темнота → темный
рыбный → рыба
боронить → борон

а

3. Приставочно-суффиксальный

безработица → рабо­тать
удочерить → дочь
оцепить → цепь

4. Бессуффиксный

пере­ход → пере­хо­дить

5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных о, е
3) основ и при­со­еди­не­ния суф­фик­са
4) сокра­щен­ных частей слов
5) началь­ных букв или зву­ков




телефон-автомат → теле­фон, авто­мат
хлебозавод → хлеб, завод
черноморец → Чёрное море
зар­пла­та → зара­бот­ная пла­та
вуз → выс­шее учеб­ное заве­де­ние



6. Слияние (обра­зо­ва­ние слов из сло­во­со­че­та­ний)

мало­при­год­ный → мало, при­год­ный

7. Переход из одной части речи в дру­гую

боль­ной (сущ.) → боль­ной (ребе­нок),
дет­ская (сущ.) → дет­ская (ком­на­та)

Между про­из­вод­ным и про­из­во­дя­щим сло­вом все­гда суще­ству­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная моти­ва­ция.

Выяснив зна­че­ние этих тер­ми­нов, опре­де­лим, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

Какие слова составляют словообразовательную пару?

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет свою пару, кото­рую состав­ля­ет ему про­из­во­дя­щая (моти­ви­ру­ю­щая) лек­се­ма:

  • белый → беловатый,
  • запе­вать → запе­вала,
  • заря → зарница,
  • гром­кий → громко .

Понаблюдав, как обра­зу­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва друг от дру­га, мож­но сде­лать вывод, что такое сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара.

Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся про­из­во­дя­щим (моти­ви­ру­ю­щим), вто­рое — про­из­вод­ным (моти­ви­ро­ван­ным) непо­сред­ствен­но от него.

Словообразовательная пара это

Как определить производящее слово?

Чтобы соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару, необ­хо­ди­мо к иссле­ду­е­мо­му про­из­вод­но­му сло­ву подо­брать моти­ви­ру­ю­щее сло­во. Этим сло­вом, как пра­ви­ло, явля­ет­ся одно­ко­рен­ная лек­се­ма, самая близ­кая еди­ни­ца язы­ка, кото­рая луч­ше все­го под­хо­дит к про­из­вод­но­му сло­ву по смыс­лу и по фор­ме. В этом поис­ке учи­ты­ва­ем, что про­из­вод­ное сло­во обыч­но явля­ет­ся более слож­ным по соста­ву и отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го одно­ко­рен­но­го сло­ва одной-двумя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми.

Понаблюдаем:

  • слон → слонёнок ,
  • бежать → убежать ,
  • побе­лить → побелка,
  • снег → подснежник ,
  • цвет → соцветие.

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет одно про­из­во­дя­щее сло­во. Производящее сло­во может состав­лять пару несколь­ким про­из­вод­ным сло­вам:

  • зем­ля → земляной,
  • зем­ля → земелька,
  • зем­ля → приземлить,
  • зем­ля → заземлить.

Если рас­по­ло­жить по поряд­ку одно­ко­рен­ные сло­ва, учи­ты­вая их моти­ва­цию и посте­пен­ность обра­зо­ва­ния, полу­чим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку. Началом её слу­жит исход­ное, чаще все­го непро­из­вод­ное моти­ви­ру­ю­щее сло­во, кото­рое назы­ва­ют вер­ши­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го гнез­да:

  • камень → каменеть → окаме­неть → ока­менелый → ока­ме­нелость,
  • белый → белить → побелить → побелка,
  • греть → подогреть → подо­гревать → подо­гре­ватель.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе часто оши­ба­ют­ся, невер­но выбрав про­из­во­дя­щее (моти­ви­ру­ю­щее) сло­во. Составляя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару неред­ко выби­ра­ют один из чле­нов цепоч­ки, игно­ри­руя посте­пен­ность сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

К при­ме­ру, не явля­ют­ся чле­на­ми сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары лек­се­мы:

убы­ток — быть

Слово «быть» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для гла­го­ла «убыть», а сле­ду­ю­щим в цепоч­ке ука­жем суще­стви­тель­ное «убы­ток»:

быть → убыть → убыток

Из этих слов мож­но соста­вить две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные пары:

  • быть → убыть ,
  • убыть → убыток .

Значит, про­из­во­дя­щее сло­во может быть непро­из­вод­ным (быть) и про­из­вод­ным (убыть).

Чтобы не совер­шать оши­бок при состав­ле­нии сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар, учи­ты­ва­ем неко­то­рые зако­но­мер­но­сти обра­зо­ва­ния новых лек­сем.

Закономерности словообразования

1. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие ове­ществ­лен­ное каче­ство, отвле­чен­ный при­знак, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных имен при­ла­га­тель­ных:

  • злой → злость ,
  • синий → синь ,

2. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие про­цесс, резуль­тат дей­ствия, обра­зу­ют­ся от соот­вет­ству­ю­щих бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов как с помо­щью мате­ри­аль­но обо­зна­чен­ных суф­фик­сов, так и с исполь­зо­ва­ни­ем нуле­во­го суф­фик­са:

  • вос­хи­тить → вос­хищение,
  • варить → варенье [эн’й’э],
  • пла­тить → плат а,
  • ожи­дать → ожи­дание [й’э],
  • обме­нять → обмен ,
  • уко­лоть → укол ,

3. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие лиц жен­ско­го пола, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих лиц муж­ско­го пола, даже при рав­но­прав­ной моти­ва­ции:

  • бол­тун → бол­ту­нья [й’а] ,
  • скри­пач → скри­пачка,
  • при­ём­щик → при­ёмщица,
  • худож­ник → художница,

4. бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем от бес­при­ста­воч­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) повторить → (что делать?) повторять,
  • ответить → отвечать,

5. при­ста­воч­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида:

  • обез­бо­лить → обез­боливать,
  • созреть → созревать .

6. наре­чия и сло­ва кате­го­рии состо­я­ния с суф­фик­сом -о/-е обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

  • бле­стя­щий ответ → отве­тил бле­стяще ,
  • вет­ре­ный день → вет­рено ,
  • без­вет­рен­ный вечер → без­вет­ренно ,
  • без­оши­боч­ный вари­ант → без­оши­бочно напи­сать.

План словообразовательного разбора

План словообразовательного разбора

Поупражняемся, какая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара состав­ле­на пра­виль­но. Найдем ошиб­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных цепоч­ках.

Тест

А. Производящее и про­из­вод­ное сло­во объ­еди­не­ны пра­виль­но в парах:

  1. ско­рый — уско­рить,
  2. номер — номе­рок,
  3. грязь — гряз­но­ва­тый,
  4. постро­ить — построй­ка,
  5. свет­лый — свет­леть,
  6. вер­хуш­ка — вер­ху­шеч­ный,
  7. фасо­вать — фасо­воч­ный,
  8. делать — недо­де­лан­ный,
  9. труд­ный — затруд­не­ние,
  10. род­ной — род­ствен­ный.

Б. Укажите номе­ра слов, состав­ля­ю­щих сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару:

  1. гри­ми­ро­вать — гри­ми­ро­воч­ный,
  2. пять — впя­те­ром,
  3. строй­ка — пере­строй­ка,
  4. бол­тать — болт­ли­вый,
  5. зимо­вать — зимов­ка,
  6. шутить — шуточ­ка,
  7. зама­рать — зама­раш­ка,
  8. глу­бо­кий — углу­бить,
  9. певун — певу­нья,
  10. черст­вый — почерст­веть.

В. Какая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара состав­ле­на пра­виль­но?

  1. море — при­мор­ский,
  2. жест­ко — жест­ко­ва­тый,
  3. ежи­ха — ежо­нок,
  4. жизнь — жиз­нен­ный,
  5. бук­сир — бук­си­ров­ка,
  6. семе­ро — все­ме­ром,
  7. зна­ние — зна­ток,
  8. под­го­то­вить — под­го­то­ви­тель­ный,
  9. зазем­лить — зазем­ле­ние,
  10. лече­ние — лечеб­ный.

Г. Укажите номе­ра рядов слов с пра­виль­но состав­лен­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной цепоч­кой:

  1. гово­рить → говор → гово­рок,
  2. голос → голо­со­ва­ние → голо­со­вать,
  3. ходить → ход → выхо­дить,
  4. играть → выиг­рать → выиг­рыш → выиг­рыш­ный,
  5. сосен­ка → сос­но­вый → сос­няк,
  6. лист → листва → лист­вен­ный → лист­вен­ни­ца,
  7. зима → зази­мо­вать → зимов­ка,
  8. чары → оча­ро­вать → оча­ро­ва­тель­ный,
  9. горо­дить → пере­го­ро­дить → пере­го­род­ка → пере­го­ро­доч­ный,
  10. стре­лять → стрель­ба → стрель­би­ще.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: