Безударный гласный в слове «долина» проверит однокоренное существительное «дол».
Проверочное слово к слову «долина» необходимо подобрать, так как оно произносится с ударным гласным суффикса:
доли́на — корень/суффикс/окончание.
По этой причине в корне интересующего нас слова доставит затруднение написание буквы «о» или «а»:
доли́на или дали́на?
Безударный гласный в корне проверяют ударением, так как в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает под ударением в том же слоге родственной лексемы или в грамматической форме исходного слова.
Понаблюдаем, как подобранное проверочное слово поможет в написании безударной гласной в следующих словах:
- сторо́жка — сто́рож,
- сторона́ — сто́роны, сторо́нка,
- гнездо́ — гнёздышко, гнёзда.
- река́ — ре́чка, ре́ченька.
Правописание слова «долина»
В написании существительного «долина» с безударным гласным в корне часто ошибаются по той простой причине, что неверно подбирается проверочное слово.
Это слово имеет прямую смысловую связь с до́лом — низким равнинным местом, располагающимся между высокими горами или холмами.
Александр Сергеевич Пушкин писал так о чудесном лукоморье:
Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой…
Безударный гласный в корне существительного «доли́на» проверим родственным словом «дол».
На нашем пути встретилась зеленая доли́на.
Слово «даль», которое частенько ошибочно выбирают в качестве проверочного к существительному «доли́на», может подтвердить написание безударного гласного в словах:
- вдали́
- далёкий,
- далеко́
- издалека́ и пр.
Проверочное слово «дол» докажет написание буквы «о» в слове «долина».
Чтобы усвоить правильное написание слова, прочтем примеры предложений.
Примеры предложений
Перевалили через хребет, и отсюда, с северного его склона, взору предстала огромная доли́на, пронизанная вечерними лучами (И. Куберский. Портрет Иветты).
Во время перелёта над непроходимыми дебрями происходит катастрофа: мотор перестал работать, и аэроплан принужден опуститься в горной долине (К. С. Станиславский. Работа актера над собой в творческом процессе переживания).
Мой господин задавал ему тысячи вопросов о землях, о лесе, о пастбищах, о мельнице, о рыбных прудах и о достоинствах каждого жителя долины (Р. Д. Киплинг. Старая Англия).
Я попираю копытами холмы, мой зов заполнил все широкие долины (Джек Лондон. Маленькая хозяйка большого дома).