ПолосУ или пОлосу? Ударение в слове

Слово «поло­су» пра­виль­но про­из­но­сит­ся вари­а­тив­но: как с удар­ным глас­ным «о» в пер­вом сло­ге — «по́лосу», так и с удар­ным глас­ным «у» в тре­тьем сло­ге — «поло­су́».

В про­из­но­ше­нии инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва часто воз­ни­ка­ет сомне­ние: на какой глас­ный поста­вить уда­ре­ние, на «о» или «у»?

Он всё гля­дел вслед ушед­ше­му поез­ду, туда, где свер­ка­ю­щая пута­ни­ца рель­сов сли­ва­лась в одну узкую сталь­ную поло­су, про­ре­зав­шую гор­ба­тый, туман­ный гори­зонт (Анатолий Рыбаков. Кортик).

Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но про­из­но­сить это сло­во, где поста­вить уда­ре­ние в сло­ве «поло­су», опре­де­лим, сколь­ко фоне­ти­че­ских сло­гов в нем име­ет­ся. В его фоне­ти­че­ском оформ­ле­нии содер­жит­ся три сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных зву­ка. Следовательно, выде­лим столь­ко же фоне­ти­че­ских сло­гов:

по-ло-су.

Форма слова «полосу»

Она сиде­ла за шкап­чи­ком, устре­мив гла­за на поло­су све­та, падав­шую из буфет­ной две­ри, слу­ша­ла себя и вспо­ми­на­ла (Лев Толстой. Война и мир).

В дан­ном кон­тек­сте ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла:

устре­мив гла­за на что?

Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное «поло­са» жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния.

Ослепительно белая поло­са пены при­боя окайм­ля­ла золо­тые сер­пы при­бреж­ных пес­ков (И. А. Ефремов. Сердце змеи).

Изменим его по паде­жам и чис­лам и пона­блю­да­ем, на какой глас­ный пада­ет уда­ре­ние в его падеж­ных фор­мах:

  • и.п. что? поло­са́, по́лосы
  • р.п. край чего? поло­сы́, поло́с
  • д.п. тянусь к чему? к поло­се́, полоса́м
  • в.п. вижу что? по́лосу и поло­су́, по́лосы
  • т.п. любу­юсь чем? полосо́й, полоса́ми
  • п.п. думаю о чём? о поло­се́, о полоса́х

Правильное ударение в слове «полосу»

Изменив это суще­стви­тель­ное, убе­дим­ся, что уда­ре­ние в нем раз­но­мест­ное, как и в про­из­но­ше­нии сле­ду­ю­щих инфи­ни­ти­вов и их форм про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода:

  • ждать — жда­ла́,
  • лгать — лга­ла́,
  • нарва́ть — нарва­ла́,
  • поня́ть — поня­ла́,
  • нача́ть — нача­ла́.

В боль­шин­стве падеж­ных форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го «поло­са» уда­ре­ние пада­ет на глас­ный окон­ча­ния и толь­ко в ряде форм нахо­дит­ся на пер­вом глас­ном «о».

В инте­ре­су­ю­щей нас фор­ме вини­тель­но­го паде­жа уда­ре­ние явля­ет­ся вари­а­тив­ным: в совре­мен­ном рус­ском язы­ке оно воз­мож­но на пер­вом глас­ном «о» кор­ня и на глас­ном «у» окон­ча­ния.

Согласно орфо­эпи­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка пра­виль­но поста­вим уда­ре­ние в сло­ве «поло­су» как на пер­вый, так и тре­тий фоне­ти­че­ский слог.

Следовательно, пра­виль­но ска­жем:

  • попасть в по́лосу и в поло­су́ све­та,
  • про­брать­ся через по́лосу и через поло­су́ густо­го дыма,
  • несмот­ря на по́лосу и поло­су́ неудач.

Будем иметь в виду, что про­из­но­ше­ние форм роди­тель­но­го и датель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла (мно­го) «по́лос» и «по́лосами» не соот­вет­ству­ет орфо­эпи­че­ской нор­ме.

Примеры предложений со словом «полоса» из художественной литературы

Поупражняемся в пра­виль­ном про­из­но­ше­нии сло­во­форм суще­стви­тель­но­го «поло­са»:

Туда, в поло­су это­го осве­ще­ния долж­ны были с мину­ты на мину­ту выне­стись разо­гнав­ши­е­ся сани из неглу­бо­кой лож­би­ны, куда они нена­дол­го заныр­ну­ли (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Дед дышал нозд­ря­ми рас­па­дов — и на реку отту­да выпол­за­ли лёг­кие поло­сы тума­на (В. П. Астафьев. Конь с розо­вой гри­вой).

Саша при­но­сил домой пись­ма, ино­гда посыл­ку, обши­тую белой хол­сти­ной, мечен­ную корич­не­вы­ми сур­гуч­ны­ми лепеш­ка­ми, при­но­сил бан­де­ро­ли, туго затя­ну­тые бума­гой с жёл­ты­ми поло­са­ми засох­ше­го клея (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Но уже на пол­пу­ти к селе­нию мы долж­ны были неиз­беж­но ока­зать­ся в поло­се ярко­го лун­но­го све­та (Р. Л. Стивенсон. Остров Сокровищ).

Западная сто­ро­на часто­ко­ла была осве­ще­на луной, но вся осталь­ная огра­да и сам блок­гауз лежа­ли в тени, кое-где пере­ре­зан­ной поло­са­ми лун­но­го све­та (Р. Л. Стивенсон. Алмаз раджи).

Лариосик сам чуть не запла­кал, когда она вылез­ла мятая и в крас­ных поло­сах (М. Н. Булгаков. Белая гвар­дия).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: