Обстоятельство времени обозначает временной промежуток, в течение которого происходит действие. Приведем примеры предложений с обстоятельством времени.
В составе распространенного предложения, кроме главных членов, составляющих его грамматическую основу, следует выделить второстепенные члены:
- определение,
- дополнение,
- обстоятельство.
Виды обстоятельств
Обстоятельства обладают разным значением. Они определяют место действия (сидеть на берегу, летать вверху), раскрывают его цель (дразнить нарочно, сделать назло) и причину (шевелиться от ветра, ответить сгоряча), обозначают, каким образом совершается действие (работали дружно, шли пешком), в какой степени (чересчур тихо, немного грустно) и вопреки каким условиям (несмотря на мороз, вопреки прогнозу) и др.
В связи с этими значениями выделяют следующие виды обстоятельств:
- обстоятельство места (сидеть на лавочке, всюду знают),
- обстоятельство времени (засидеться допоздна, всегда опаздывает),
- обстоятельство причины (порвать из-за спешки, сделать поневоле),
- обстоятельство цели (запасаться впрок, сказать назло),
- обстоятельство образа действия (ехать верхом, говорить с грустью),
- обстоятельства меры и степени (слишком веселый, совсем отощать),
- обстоятельств сравнения (колючий, как ёж, скатиться с кровати колобком),
- обстоятельство уступки (несмотря на грозу, вопреки предсказаниям),
- обстоятельство условия (проявив мужество, при выделении голосом).
Таблица
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Рассмотрим подробнее один из видов обстоятельств — обстоятельство времени.
Что обозначает?
Этот второстепенный член предложения имеет такое название, так как обозначает временные промежутки, когда или с каких пор и до каких пор, в течение какого времени совершилось, совершается или будет совершаться действие, обозначенное главным членом предложения — сказуемым.
Днем ещё по-летнему припекало солнце.
Многие помнят эту колыбельную с младенчества.
На какие вопросы отвечает обстоятельство времени
В предложении обстоятельства времени зависят от сказуемого. Исходя из указанных значений рассматриваемого второстепенного члена предложения, укажем, что обстоятельства времени отвечают на вопросы:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- до каких пор?
Суммируя все эти знания, дадим следующее определение:
Обстоятельство времени — это второстепенный член предложения, который обозначает время действия и отвечает на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
Весной(когда?) распускаются молодые клейкие листочки липы.
К ночи (когда?) собрались на небе тяжелые свинцовые тучи.
С утра до вечера (как долго?) сеялся на луга и поля мелкий нудный дождик.
С тех пор (с каких пор?) значительно изменился облик нашего посёлка.
Чем выражается?
В предложении этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
1. наречиями времени
Встань пораньше и выполни это задание.
Сегодня не было ни одной свободной минутки.
Летом день длиннее, чем осенью или зимой.
2. местоименными наречиями разных разрядов
Тогда он был совсем юным парнишкой.
Когда же ты навестишь нас снова?
Всегда радостно слышать утреннее пение соловья.
Когда-то наш дедушка своими руками построил этот дом.
Никогда не говори злых слов, не подумав о последствиях.
3. существительными в падежной форме
С ночи подул ветер и принес вереницы облаков.
Мать заснула только под утро.
Морозной зимой снег искрится на солнце миллионами искорок.
4. деепричастными оборотами
Подъехав к крыльцу, всадник осадил коня.
Девушка остановилась, подойдя к калитке сада.
Хозяин, вынув ключ из кармана, отпер дверь.
5. словосочетаниями
Мы собрались в лес по грибы (когда?) с утра пораньше.
Эту равнину поезд пересёк (как долго?) за трое суток.
В течение двух недель ( как долго?) больному не становилось лучше.
С давней поры ( с каких пор?) известны эти народные сказания о домовых.
Почти полгода (как долго?) длится суровая полярная зима.
Это случилось (когда?) несколько лет тому назад.
Синтаксический разбор обстоятельства времени
План разбора
- Указать вид обстоятельства по значению,
- определить, какой частью речи и в какой морфологической форме выражено обстоятельство.
Примеры разбора
Уже более трех часов протекло с тех пор, как я присоединился к мальчикам (И. С. Тургенев)
Протекло (с каких пор?) с тех пор.
С тех пор — обстоятельство времени, выраженное словосочетанием.
Фонтаны ночью молчали, не было слышно их быстрого шороха (К. Паустовский).
Молчали (когда?) ночью.
Ночью — обстоятельство времени, выраженное наречием.
Примеры предложений
Скоро перелётным настанет время отправляться в далёкое путешествие (В. Бианки).
Однажды я ночевал в горном поселке (В. Солоухин).
Я узнала о них [о звёздах] в отрочестве в Новгородской губернии и уже не помню теперь точно, прочитала ли это в журнале или услышала от учителя Петра Петровича (О. Берггольц).
Через несколько секунд раздался оглушительный грохот, словно гора разлетелась на части или взлетела в воздух (В. Обручев).
Хорошо летом в деревне встать пораньше, еще до восхода солнышка (Г. Скребицкий).
В своей прозе Бунин уже смолоду разнообразен (А. Саакянц).
В канун Рождества ко мне пришел с ночевкой недавно обретенный дружок, по имени Ванька Жуков (М. Алексеев).
Темный лес хорош в яркий солнечный день (М. Пришвин).
Часто я спрашиваю себя, когда думаю о своих занятиях литературой: когда же это началось? (К. Паустовский).
В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы (К. Паустовский).
Уже под вечер взял удочку и через час очутился далеко за Москвой, среди цветущих лугов, среди таинственного шороха молодой листвы (И. Бунин).