Образование деепричастий

Образование дее­при­ча­стий свя­за­но с гла­го­лом. Рассмотрим обра­зо­ва­ние дее­при­ча­стий от основ гла­го­лов с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов. Деепричастия совер­шен­но­го вида и несо­вер­шен­но­го вида име­ют свои харак­тер­ные суф­фик­сы.

У дее­при­ча­стий, как гла­голь­ной фор­мы, раз­ли­ча­ют совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид. От это­го зави­сит, как обра­зу­ет­ся дее­при­ча­стие.

Деепричастия

Несовершенного вида

Совершенного вида

Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие Обозначают закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие
Отвечают на вопрос что делая? Отвечают на вопрос что сде­лав?
Образуются:
осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
Образуются:
осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
Примеры
слу­шая, думая, решая про­слу­шав, замах­нувшись, испекши

Образование деепричастий несовершенного вида

Деепричастие несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ет неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глаголу-сказуемому и отве­ча­ет на вопрос: что делая?

Поезд замед­лял ход, под­хо­дя к какой-то стан­ции.

Поезд замед­лял ход что делая? под­хо­дя.

В этом пред­ло­же­нии упо­треб­ле­но дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида. Оно обра­зо­ва­но с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са от осно­вы гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни. Это осно­ва фор­мы гла­го­ла 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла:

под­хо­дить — они под­ходят — под­ходя

Суффикс после шипя­ще­го осно­вы может обра­зо­вать дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида:

  • кур­лы­кать — они кур­лычут — кур­лыча
  • пла­кать — они плачут — плача
  • дер­жать — они держат — держа.

Образование деепричастий несовершенного вида

Глаголы с суф­фик­сом -ва-, кото­рый выпа­да­ет в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни, в дее­при­ча­стии сохра­ня­ют его:

  • приз­нают — приз­навать — приз­навая
  • встают — вставать — вставая
  • дают — давать — давая.

От каких глаголов нельзя образовать деепричастия

Некоторые гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют дее­при­ча­стий. Перечислим их:

1. гла­го­лы на -чь:

беречь, стричь, увлечь,

2. гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-:

стынуть, киснуть, капнуть, тянуть, вякнуть,

3. одно­слож­ные гла­го­лы, кото­рые в осно­ве насто­я­ще­го вре­ме­ни не име­ют глас­ных зву­ков:

  • ждать — ждут
  • лгать — лгут
  • рвать — рвут
  • лить — льют
  • жать — жмут,

4. боль­шин­ство гла­го­лов с осно­вой насто­я­ще­го вре­ме­ни на шипя­щий:

  • пля­сать — пляшут
  • вязать — вяжут
  • пахать — пашут
  • писать — пишут.

5. Не обра­зу­ют дее­при­ча­стия так­же ряд гла­го­лов:

петь, шить, пля­сать, вязать, пахать.

Образование деепричастий совершенного вида

Деепричастие совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое, как пра­ви­ло, совер­ша­ет­ся до нача­ла дей­ствия, выра­жен­но­го глаголом-сказуемым:

Грушницкий, уви­дев меня изда­ли, подо­шёл ко мне (М. Лермонтов)

Сначала он уви­дел, а потом подо­шёл.

Велев сед­лать лоша­дей, я одел­ся и сбе­жал к купальне (М. Лермонтов)

Сначала велел сед­лать лоша­дей, а потом одел­ся и сбе­жал к купальне.

Деепричастия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) или про­шед­ше­го вре­ме­ни, кото­рые сов­па­да­ют, с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -в, -вши, -ши:

  • погу­лять (погу­лял) — погу­ляв
  • пере­пи­сать (пере­пи­сал) — пере­пи­сав
  • спи­лить (спи­лил) — спи­лив
  • отвер­теть (отвер­тел) — отвер­тев.

Она сиде­ла непо­движ­но, опу­стив голо­ву на грудь (М. Лермонтов).

опу­стить (опу­стил) — опу­стив

Образование деепричастий совершенного вида

От воз­врат­ных гла­го­лов дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -вши-:

Я чуть-чуть не упал, наткнув­шись на что мяг­кое и тол­стое, но, по-видимому, нежи­вое (М. Лермонтов).

  • Наткнуться — наткнувшись,
  • решить­ся — решившись,
  • уви­деть­ся — уви­девшись.

Деепричастия с суф­фик­сом -вши-, кото­рые высту­паю парал­лель­но фор­мам с суф­фик­сом -в-, отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром или оттен­ком уста­ре­ло­сти:

Давши сло­во, кре­пись.

Снявши голо­ву, по воло­сам не пла­чут.

Деепричастия с осно­вой на соглас­ный обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ши-:

  • истечь (истёк) — истёкши
  • принес-ти (при­нёс) — при­нёсши
  • влезть (влез) — влезши.

От неко­то­рых гла­го­лов воз­мож­но обра­зо­ва­ние двой­ных форм: от осно­вы инфи­ни­ти­ва и от осно­вы про­шед­ше­го вре­ме­ни. Тогда фор­мы дее­при­ча­стий не сов­па­да­ют:

  • про­сох­нуть — про­сох­нув, про­сох — про­сохши
  • про­мок­нуть — про­мок­нув, про­мок — про­мокши
  • заме­реть — заме­рев, замер — замерши
  • запе­реть — запе­рев, запер — заперши.

Отметим так­же, что у неко­то­рых гла­го­лов дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся при помо­щи суф­фик­сов -а/-я от осно­вы буду­ще­го вре­ме­ни:

  • встре­тить­ся — (что сде­ла­ют?) встре­тят­ся — встретясь
  • нахму­рить — (что сде­ла­ют?) нахму­рят — нахмуря (бро­ви)
  • уви­деть — (что сде­ла­ют?) уви­дят — увидя.

У оди­ноч­ных дее­при­ча­стий могут осла­бе­вать гла­голь­ные при­зна­ки. Тогда дее­при­ча­стия не обо­зна­ча­ют доба­воч­но­го дей­ствия, уси­ли­ва­ют зна­че­ние обсто­я­тель­ства и пере­хо­дят в наре­чия:

  • рисо­вать (как?) сидя,
  • читать лёжа,
  • гово­рить стоя,
  • ехать мол­ча.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: