Слово «ели» в зависимости от контекста является существительным «ель» в форме множественного числа или формой глагола прошедшего времени множественного числа.
Чтобы определить, к какой части речи принадлежит слово «ели» в русском языке нужен контекст.
Голубые ели смотрят верхушками в ночное звёздное небо.
Набегавшись во дворе, ребятишки с аппетитом ели горячую кашу.
В первом предложении слово «ели» обозначает предмет и отвечает на вопрос: что? У него имеется определение:
ели какие? голубые.
По этим грамматическим признакам установим, что в первом примере используется самостоятельная часть речи — существительное.
Во втором предложении абсолютно одинаково звучащее слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
дети что делали? ели.
Значит, это слово другой части речи. Назовем его глаголом.
В этих предложениях интересующее нас слово выступает в роли двух частей речи: существительного и глагола.
Это типичные омоформы:
- (что?) ели — форма множественного числа существительного «ель»,
- дети что делали? ели — форма глагола «есть» (кушать) изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа.
Различаем эти слова разных частей речи в контексте, например:
Какой бы лютый холод не был,
И как бы вьюги не гудели,
Стоят и смотрят гордо в небо
Зелёные, как летом, ели.
Н. Гончаров
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Снег февральский,
Слабый-слабый,
Мялся под рукой,
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.
А. Барто