Местоимение подчёркивается определённой линией в зависимости от того, каким членом предложения оно является.
В тексте, чтобы избежать повтора одних и тех же слов, широко используются местоимения, которые, как известно, могут заменять собой слова разных частей речи:
- существительное — кто, что, то, кто-нибудь и пр.,
- прилагательное — этот , такой, наш, ваш, свой и пр.,
- числительные — столько, сколько, несколько, сколько-нибудь и пр.
Заменяя слова других частей речи, местоимение может быть любым членом предложения, и тогда оно подчёркивается определенной линией в соответствии с его синтаксической ролью.
Местоимение — подлежащее
Определить местоимение в роли подлежащего не составит труда. Подлежащим чаще всего являются личные местоимения, хотя могут употребляться местоимения других разрядов. Местоимение-подлежащее заменяет собой существительное, имеет форму именительного падежа единственного или множественного числа и отвечает на вопросы: кто? что?
Подъезжая к деревне какого-либо помещика, я любопытно смотрел на высокую узкую деревянную колокольню или широкую тёмную деревянную церковь (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мы в деревне стараемся привести свои руки в такое положение, чтоб удобно было ими работать, для этого обстригаем ногти, засучиваем иногда рукава (Лев Толстой. Анна Каренина).
Нас много было на челне,
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны вёсла…
(А. С. Пушкин. Арион).
Местоимение, выполняющее роль подлежащего, подчёркивается одной прямой линией.
Местоимение — сказуемое
В роли этого главного члена предложения местоимение используется, если находится после подлежащего, причем, как правило, в сообщении нет глагола-сказуемого, и отвечает на вопрос: что говорится о предмете?
Вишнёвый сад теперь мой! (А. П. Чехов. Вишневый сад).
Эта пушистая белая собачка твоя?
Сказуемое-местоимение подчёркивается двумя параллельными прямыми линиями.
Как подчёркивается местоимение-определение
Местоимение в качестве определения только указывает на признак предмета, конкретно не называя его, и отвечает на вопросы: какой? чей?
В роли согласованного определения выступают определительные, указательные, притяжательные и др. местоимения, которые подчёркиваются волнистой линией.
Это была моя обязанность, и я ею очень гордился (Вениамин Каверин. Два капитана).
У него была своя собственная цель (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Этот домик с примыкающим к нему палисадником находился в черной, запущенной части парка со старой полукруглою аллеей въезда (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Особую трудность вызывают несогласованные определения, которые выражаются притяжательными местоимениями «его», «её», «их». Их отличительной особенностью является то, что они поясняют в предложении имена существительные.
Каморка (чья?) его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила больше на шкаф, чем на квартиру (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Вдруг лицо (чьё?) её исказилось от ужаса (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Взъерошенная шерсть (чья?) их заиндевела на морозе, дыхание застывало в воздухе и кристаллами оседало на шкуре (Джек Лондон. Белый Клык).
Местоимение в роли дополнения
Если местоимение-существительное в падежной форме управляется сказуемым, то оно является дополнением, которое подчёркивается пунктирной линией .
Просто я хочу показать (кому?) вам свою квартиру (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Я спрашиваю (кого?) его (о чём?) о чём-то ненужном на суде (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Тогда он открыл (кому?) ей тайну, (за что?) за которую всякий из вас дорого бы дал (А. С. Пушкин. Пиковая Дама).
Местоимение «за которую», являющееся дополнением в зависимой части сложноподчинённого предложения, является союзным словом.
Местоимение в роли обстоятельства
Местоимение в роли обстоятельства в предложении принадлежит к синтаксической группе сказуемого. От сказуемого задаем обстоятельственный вопрос к местоимению или, чаще, к лексически неделимому словосочетанию, содержащему в своем составе местоимение. Обстоятельство подчёркивается линией «штрих-точка-штрих-точка» ( ), например:
По улице в это время проходил учитель танцев (Ю. Олеша. Три толстяка).
Проходил (когда?) в это время.
Я сижу у себя, пью горячий чай, слушаю, как за окном порывами снова поднимается ветер…(Ю. Казаков).
Сижу (где?) у себя, то есть дома.
Он горько проплакал весь день, а когда настала длинная, унылая ночь, он заслонил руками глаза, чтобы не видеть тьмы, и, забившись в угол, постарался уснуть (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Проплакал (как долго?) весь день.