Градация. Примеры градации в художественной литературе

Градация явля­ет­ся одним из худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­ной речи. Это сти­ли­сти­че­ский при­ем (фигу­ра) с нарас­та­ю­щим смыс­лом зна­чи­мо­сти слов или выра­же­ний или реже — с нис­хо­дя­щим.

Латинское сло­во gradatio пере­во­дит­ся как «посте­пен­ное повы­ше­ние». Этот линг­ви­сти­че­ский тер­мин обо­зна­ча­ет фигу­ру поэ­ти­че­ской речи, в кото­рой исполь­зу­ют­ся син­так­си­че­ские повто­ры и такое рас­по­ло­же­ние слов и выра­же­ний, что про­ис­хо­дит нарас­та­ние смыс­ло­вой зна­чи­мо­сти пред­ше­ству­ю­ще­го сло­ва или нис­хож­де­ние смыс­ла выра­же­ния.

Восходящая, или пря­мая, гра­да­ция назы­ва­ет­ся кли­мак­сом, а вид убы­ва­ю­щей гра­да­ции — анти­кли­мак­сом. Чаще писа­те­ли исполь­зу­ют пря­мую гра­да­цию.

Градация в художественной литературе

Ярким при­ме­ром вос­хо­дя­щей гра­да­ции могут слу­жить стро­ки из извест­ной «Сказки о золо­той рыб­ке» А.С. Пушкина:

Не хочу быть чер­ной кре­стьян­кой,
Хочу быть стол­бо­вой дво­рян­кой,
Не хочу быть стол­бо­вой дво­рян­кой,
А хочу быть воль­ной цари­цей,
Не хочу быть воль­ной цари­цей,
А хочу быть вла­ды­чи­цей мор­скою.




Повышение экс­прес­сив­но­сти выска­зы­ва­ния, уси­ле­ние выра­зи­тель­но­сти с помо­щью кли­мак­са наблю­да­ет­ся в стро­ках А.П. Чехова:

Путеец под­ска­ки­ва­ет к нему и, под­няв вверх кула­ки, готов рас­тер­зать, уни­то­жить, раз­да­вить.

Экспрессией уси­ле­ния смыс­ла выска­зы­ва­ния обла­да­ют вот эти стро­ки совре­мен­но­го поэта В.Луговского:

Песня о вет­ре,
О вет­ре, обу­том в сол­дат­ские гет­ры,
О гет­рах, иду­щих доро­гой вой­ны.

Нисходящая гра­да­ция с ослаб­ле­ни­ем кон­цен­тра­ции изоб­ра­зи­тель­ных средств про­сле­жи­ва­ет­ся в стро­ках В. Маяковского:

Взорвали,
взры­ли,
смы­ли,
сме­ли.


Приведем еще один при­мер исполь­зо­ва­ния сти­ли­сти­че­ской фигу­ры — градации- в твор­че­стве это­го поэта:

Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!




М.Ю. Лермонтов исполь­зу­ет анти­кли­макс в этих стро­ках:

Ему обе­ща­ет пол­ми­ра, а Францию толь­ко себе.

Поэт А. Белый созда­ет выра­зи­тель­ный поэ­ти­че­ский образ с помо­щью нис­хо­дя­щей гра­да­ции:

Все гра­ни чувств, все гра­ни прав­ды стёр­ты в мирах, в годах, в часах.

Найдем анти­кли­макс в твор­че­стве извест­ной поэтес­сы Марины Цветаевой:

Настанет день — печаль­ный, гово­рят! —
Отцарствуют, отпла­чут, отго­рят…

Использование гра­да­ции дела­ет вос­при­я­тие худо­же­ствен­ной речи мно­го­пла­но­вой, вызы­ва­ет инте­рес у слу­ша­те­лей, помо­га­ет глуб­же про­ник­нуть в смысл выска­зы­ва­ния, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассо­ци­а­ции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: