Законы Петра Столыпина: цели и итоги аграрной реформы

Цели аграрной реформыВ России начало XX века характеризуется крупным распадом империи и созданием государства — Советского Союза. Большинство законов и идей не воплотились в реальность, остальным не суждено было продержаться долго. Одним из реформаторов в тот момент являлся Петр Столыпин.

Пётр Аркадьевич был родом из дворянской семьи. Служил в министерстве внутренних дел, награждён самим императором за успешное подавление крестьянского восстания. После роспуска Государственной Думы и правительства молодой оратор занял пост премьер-министра. Первым делом был затребован список неосуществлённых законопроектов, по которым стали создаваться новые порядки управления страной. В результате появилось несколько экономических решений, которые называли столыпинскими.

Законы Петра Столыпина

  • Реформа промышленности. Особым совещанием на то время было подготовлено около десяти вопросов, касающихся основных процессов труда на предприятиях. Эти предложения затрагивали права и обязанности рабочих, их страхование от несчастных случаев, начисление заработной платы, количество трудовых часов, отпуска и выходные дни. Несмотря на желание правительства как-то решить данную проблему, попытка успехом не увенчалась.Большинство аспектов реформирования производственной отрасли не устраивало предпринимателей, которые считали, что рабочему классу не стоит идти на уступки: из-за этого промышленность может стать нереспектабельной. На самом деле это было стремление увеличить капитал и защитить интересы своей общины. Жадность буржуазии стала причиной краха закона, попавшего в Думу с задержкой и в обрезанной форме.
  • Столыпинские законыНациональный вопрос и земство. В этой сфере правительство Столыпина добилось положительных результатов, несмотря на разногласия некоторых сторон. На большинство губерний распространились земские учреждения, что повлекло политические столкновения шляхты и русского населения. Но поступило предложение создать министерство для изучения устоев и ценностей каждой национальности, объединить всех в одну державу, предоставить равные обязанности и права. И также новому комитету была поставлена задача противодействовать организациям, подталкивающим на религиозные распри.
  • Реформа образования. Этот закон не воспринимался как важный и в полную силу не воплотился. По итогам этого проекта население должно было обязательно получить знания на уровне восьмилетней школы. Это мероприятие открыло бы новые горизонты в развитии сельского хозяйства, что являлось тогда немаловажной отраслью в государстве. Но темпы реализации этой идеи стояли на месте.
  • Судебная реформа. Был создан законопроект О преобразовании суда, в котором предлагалось рассмотреть доступность юридических отношений для всех слоёв населения. Начали открываться земские суды, занимающиеся уголовными делами средней тяжести. Появилась возможность оспаривать решения в вышестоящих инстанциях. Этот закон встретил массу отрицательных голосов среди буржуазной общины.

Остановимся на истории происхождения плана по развитию экономики страны — столыпинской аграрной реформы.

Аграрная реформа Петра Столыпина

Предыстория земельных отношений

Сельское хозяйство в то время приносило около 60% чистого продукта и было основной отраслью экономики государства. Но земли разделялись несправедливо между классами:

  1. Помещики владели большей частью посевных полей.
  2. Государство имело в основном лесные участки.
  3. Крестьянскому классу досталась земля, почти непригодная для обработки и дальнейшего засева.

Разделение земель между классамиКрестьяне начали сплачиваться, в итоге получились новые территориальные единицы — сельские общества, имеющие административные права и обязанности перед своими членами. В образующихся селениях были старосты, старшины и даже местный суд, который рассматривал мелкие правонарушения и иски людей друг к другу. Все верховные посты таких общин состояли исключительно из крестьян.

Представители высших слоёв общества, проживающие в этих сёлах, могли стать членами общины, но без права пользования землёй, принадлежащей поселковой администрации, и обязаны были подчиняться правилам крестьянских управлений. Следовательно, сельские чиновники облегчали работу центральным властям страны.

Большая часть земельных наделов принадлежала общинам, которые могли перераспределить между крестьянами участки в произвольной форме, что привело к появлению новых сельских хозяйств. Менялся размер участка и подати в зависимости от количества рабочих. Нередко землю забирали у стариков и вдов, не имеющих возможности полноценно за ней ухаживать, и отдавали молодым семьям. Если крестьяне меняли постоянное место жительства — переезжали в город — они не имели права продавать свои участки. При увольнении крестьян из сельской общины наделы автоматически переходили в её собственность, поэтому земля сдавалась в аренду.

Чтобы как-то уравнять проблему полезности участков, правление придумало новый способ возделывания земли. Для этого все поля, принадлежащие обществу, нарезались своеобразными полосами. Каждое хозяйство получало по несколько таких полосок, находящихся в разных частях поля. Этот процесс обработки земли стал заметно тормозить процветание сельского хозяйства.

Подворные владения землёй

Права крестьянских общин на землюВ западных краях страны для рабочего класса условия были проще: крестьянской общине выделялся участок с возможностью передачи его по наследству. А также эту землю разрешалось продать, но только другим лицам рабочего слоя общества. Сельским советам принадлежали только улицы и дороги. Крестьянские объединения имели совершенное право покупать землю посредством частных сделок, являясь полноправными хозяевами. Зачастую приобретённые участки делились между членами общины пропорционально вложенным средствам, и каждый ухаживал за своей долей. Это было выгодно — чем больше площадь поля, тем меньше на него цена.

Крестьянские волнения

К 1904 году заседания по аграрному вопросу не принесли каких-либо результатов, несмотря на то, что сельские общины в который раз выступили за национализацию земель, принадлежащих помещикам. Через год был создан Всероссийский союз крестьян, который поддерживал те же предложения. Но это тоже не ускорило решения проблем по аграрному вопросу страны.

Лето 1905 года отметилось страшным на то время событием — началом революции. Крестьяне, не имевшие лесов на общинных землях, самовольно рубили помещичьи заповедники, распахивали их поля и разворовывали имения. Иногда были случаи насилия по отношению к представителям правоохранительных органов и поджоги построек.

Столыпин в то время занимал в Саратовской губернии пост губернатора. Но в скором времени его назначили председателем Совета министров. Тогда Пётр Аркадьевич, не дожидаясь заседания Думы, подписал основное положение, позволяющее правительству принимать неотложные решения без согласования самой Думы. Сразу после этого министерство поставило на повестку дня законопроект аграрной системы. Столыпин и его реформа смогли мирно подавить революцию и дать людям надежду на лучшее.

Итоги аграрной реформы

Цели столыпинской аграрной реформыПётр Аркадьевич считал, что этот закон является важнейшей целью для развития государства. Это дало бы значительный рост экономической и производственной таблицы. Дата принятия проекта приходится на 1907 год. Крестьянам стало легче выйти из общины, за ними оставалось право на собственный земельный участок. А также возобновилась работа Крестьянского банка, который посредничал между трудящимся классом и помещиками. Был затронут вопрос о расселении крестьян, которым предоставлялось множество льгот и огромные земельные наделы, что в итоге аграрной реформы Столыпина принесло колоссальный экономический прирост и заселение безлюдных округов, подобных Сибири.

Таким образом, столыпинская аграрная реформа достигла задуманной цели. Но, несмотря на рост экономики, улучшение идеологических и политических отношений, принятые законопроекты находились под угрозой провала из-за допущенных Столыпиным ошибок. При попытках наладить социальное обеспечение рабочего класса государства необходимо было проводить жёсткие репрессии к организациям, которые содействовали началу революции. И также не исполнялись правила трудового кодекса на предприятиях, такие как страхование от несчастных случаев и соблюдение норм продолжительности рабочей смены — люди сверхурочно перерабатывали по 3–5 часов в день.

5 сентября 1911 года великий реформатор и политический деятель Пётр Столыпин был убит. Через некоторое время после его смерти новое правление пересмотрело все созданные им законопроекты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: