Настоящее имя этого великого мастера скульптуры эпохи Возрождения – Донато ди Никколо ди Бетто Барди, но весь мир знает его как Донателло. Открывший новую страницу в истории искусства, он сам себя называл «патриархом». Его работы обогнали свое время и стали настоящими шедеврами двух стилей – реалистического и классического. Сегодня их можно увидеть в различных музеях Флоренции, в частности, Барджелло, а также церквях, храмах….
Рождение и семья скульптора
О раннем детстве и отрочестве будущего великого скульптора известно мало. Даже год его рождения приблизительный – около 1386 года. Его родиной была Флоренция. Отец – богатый чесальщик шерсти.
Донато рано остался без родителя, который потерял все состояние и умер. Мальчик жил с матерью. С юности познал нужду, был вынужден зарабатывать на жизнь, поэтому в школу не ходил, плохо знал латынь. В подростковом возрасте он попал в лавку ювелира в качестве подмастерья, а позже занимался литьем из бронзы.
Учеба Донателло
На учебу к мастеру живописи и скульптуры Биччи ди Лоренцо он попал благодаря состоятельному банкиру из Флоренции по имени Мартелли, выступившему его меценатом. Спустя пару лет он переходит перенимать опыт к известному итальянскому скульптору, ювелиру, историку искусства Лоренцо Гиберти. Он работает у него до 1407 года, украшая рельефным рисунком двери церкви во Флоренции.
Во время обучения Донателло знакомится с Брунеллески – тоже знаменитым архитектором в будущем. Эта дружба сильно повлияла на его творчество.
Вероятно, именно Брунеллески заразил Донателло непривычными гуманистическими идеями, особой манерой творить, носящей название allantica.
Творчество мастера
Первое дошедшее до потомков творение великого скульптора – статуя царя Давида, которая сегодня представлена в музее Барджелло. Она служила символом свободы Флоренции. Уже тогда Донателло ищет свой неповторимый стиль, уходя от готических форм, которым отдавал предпочтение его учитель – Лоренцо Гиберти.
Позднее автор создал статую евангелиста Марка. Эта работа – решительный шаг вперед к новому направлению – ренессансу. Если раньше скульптуры были бестелесными образами, то теперь они приобрели реалистичность, характер.
Донателло пробует себя в разных направлениях. На этом переломном этапе своего творческого пути он создает деревянное Распятие, которое представлено в церкви Санта Кроче. С этого момента слава Донателло, как непревзойденного виртуоза искусства, растет, а все, что выходит из его рук, удивляет, даже поражает современников.
В целом в работах автора можно отметить два стиля: реалистический и классический. В первом выполнены известные на весь мир статуи Марии Магдалины, пророка Аввакума. Во втором создана скульптура святой Цецилии. Реалистические тенденции усиливаются в работах мастера, начиная со статуи Святого Людовика и достигают пика в статуях пророков флорентийской колокольни.
Апогеем творческих исканий выступает статуя святого Георгия. Здесь автор воплотил свой гражданственный идеал, где сочетаются замкнутость мрамора, рельефность переднего аспекта, насыщенность движения. Дальнейшие работы мастера поражают силой своей драматургии, экспрессией.
В 1430 году появилась обнаженная статуя Давида. Если в ранние годы это считалось греховным, а все создаваемые скульптуры отличались обилием одежд, прикрывающих тело, то эта произвела настоящий фурор в сознании людей. До культа красоты нагого тела осталось немного, но Донателло потому и называют «отцом раннего Ренессанса», что он ускорил наступление этой эпохи.
Падуанский период стал наивысшей точкой в развитии творчества Донато. Художник проработал в Падуе до 1456 года, украшая церковь Святого Антония и балкон собора в городе Прато, работая над скульптурной композицией святого Иоанна Крестителя. Автору удается невероятно реалистично передать перспективу, благодаря чему создается впечатление углубленности пространства, как это демонстрируют живописные произведения.
В последние годы, которые скульптор провел во Флоренции, он переживал душевный кризис, что отразилось в его работах. Они становятся драматичными, трагичными. Однако мастер никогда не стремился понравиться публике. Он слушал только себя и сердце, никогда не шел на компромисс со своей совестью.
Личная жизнь скульптора
О личной жизни ничего не известно. Оставил ли он миру потомков, историки не знают, а вот его шедевры сохранились на века и доступны всем желающим. Донателло – художник, который с одинаковой легкостью изображал как силу и энергию, так и грацию с миловидностью.
Ему было доступно все. Он с необыкновенным мастерством передавал мысли, чувства изображаемого объекта, создавал реальную жизненную обстановку, расширив границы художественного искусства.
Последние годы жизни
Донателло жил работой долгие 60 лет. Благодаря ему мир может любоваться такими произведениями, как:
- Статуя Давида.
- Гробница Иоанна XXIII.
- Мария Магдалина.
- Святой Георгий.
- Юдифь и Олоферн.
- Статуя евангелиста Марка.
- Мадонна с младенцем, святыми Франциском и Антонием и др.
Последней работой великого скульптора, которую заканчивал уже его воспитанник Бертольдо, был барельеф храма Святого Лаврентия. Здесь Донателло изобразил Страсти Господни. Он трудился и будучи совсем старым. Умер во Флоренции в 1466 году. Похоронили его в церкви Сан-Лоренцо, где в обилии представлены его работы.
Интересные факты
Похвастаться работами этого великого скульптора могут не только известные музеи мира, но и обычные граждане. Все дело в том, что Донателло брался за любые заказы и делал не только статуи, бюсты, но и фамильные гербы для каминов, резьбу на фасадах домов. Любая работа приносила ему удовольствие, а гонорар играл последнюю роль.
По свидетельствам современников, скульптур был очень щедрым, радушным и гостеприимным. В его доме под самым потолком была подвешена корзина, наполненная деньгами. Любой входящий – будь то ученик или друг, мог взять из нее столько, сколько ему надобно.
Его друг Маттео Дельи Органи писал, что Донателло был неприхотлив в пище и довольствовался малым. Красивые одежды, которые дарили ему его заказчики, он практически не носил, чтобы не вызывать зависть и не прослыть хвастуном. Он не делил заказчиков на бедных и богатых, мог отказать представителю высшего сословия, если еще не окончил ранее взятую работу. При этом он мог и вовсе разорвать контракт, если поручение было ему не по душе.
Дополнит статью видео чем известен Донателло:
Прочитать статью о Христофоре Колумбе вы можете здесь.
Ссылки на источники:
wikipedia
das-gift