Строение и характеристика комплекса Гольджи в растениях и животных

В конце позапрошлого века в области цитологии было совершено открытие. Ученый из Италии Камилло Гольджи обнаружил в эукариотической клетке органоид, функция которого заключается в выведении из клетки веществ, синтезируемых эндоплазматическим ретикулумом. Вновь обнаруженная органелла, имеющая мембранную структуру, была названа в честь открывшего её биолога комплексом Гольджи.

Комплекс Гольджи в растениях и животных

Особенности строения

Комплекс Гольджи наиболее развит в клетках эукариот и представляет собой систему одномембранных емкостей, имеющих мембранную структуру и форму мешочков (цистерн). Особенностью их является конфигурация, расширяющаяся ближе к краям. С комплексом цистерн связана система так называемых пузырьков.

Функции аппарата Гольджи

В этом органоиде накапливаются, упаковываются в везикулы вещества, синтезируемые клеткой, после чего направляются туда, где они необходимы. Внутриклеточные мембраны комплекса эукариотических клеток выполняют следующие функции:

Функции аппарата Гольджи

• присоединение сульфатной группы к гликопротеидам,
  • частичное расщепление белков, что приводит в ряде случаев к переходу неактивного белка в активную форму (примером трансформации может служить образование гормона инсулина из неактивного проинсулина),
  • образование слизистых секретов мукополисахаридов,
  • синтезирование углеводного компонента гликолипидов,
  • обеспечение созревания белковых молекул — таким образом комплекс помогает формироваться макромолекулам (в том числе, ферменты лизосом образуются в комплексе Гольджи),
  • разделение белков на 3 потока — лизосомальный, конститутивный и белки, чья секреция индуцируется извне, после «сортировки» молекулы транспортируются по назначению (например, к рибосомам, вот почему можно говорить о связи между работой этих органоидов и аппарата Гольджи).

Практически все соединения, которые секретируются клеткой и могут участвовать в метаболизме клетки, проходят через комплекс Гольджи, где «упаковываются» в секреторные везикулы. Например, именно таков механизм синтеза клеточной стенки в клетках растений. Таким образом, осуществляется транспортная функция органоида.

Транспортировка протеинов на внешнюю мембрану осуществляется посредством встраивания белков в оболочку эндоплазматической сети гидрофобным участком. В составе пузырьков белковые молекулы транспортируются в аппарат Гольджи, а уже оттуда — на клеточную поверхность.