В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться общественно-политическое движение среди разночинной интеллигенции — народничество. Революционное народничество во второй половине 60-х годов XIX века свое название получило благодаря основной идее — сближения народа с интеллигенцией. Сторонники движения — радикальная интеллигенция выступала против крепостничества и буржуазного развития России. Их целью было свержение самодержавия.
Этапы революционного движения
Многие историки считают, что движение народников стало началом возникновения социалистических идей, которые сыграли значительную роль в истории России. Это общественное движение в Российской империи в середине XIX века была представлено:
- консерваторами, выступавшими за сохранение существующих порядков,
- либералами, отстаивавшими необходимость проведения реформ в стране,
- революционерами, выбравшими путь борьбы против власти.
Радикализм стал проявляться на фоне реакционной политики, проводимой правительством сначала Николая I, а затем и Александра II.
Теоретики радикалов жили и действовали за границей, а их организации могли быть только тайными. С учетом всего этого можно сказать, что такие понятия, как радикалы и революционеры, идентичны.
Общинный социализм Герцена
Таким образом, на первом этапе происходило зарождение революционно-демократической идеологии. Важную роль в развитие народнического движения сыграла отмена крепостного права в России, а точнее сказать, недовольство крестьян этой реформой, по которой они так и не получили землю, на которую рассчитывали. Радикалы вполне обоснованно надеялись на восстания крестьян.
Крестьянское недовольство поддержала интеллигенция. На защиту прав бывших крепостных крестьян в Лондоне выступил признанный русский публицист-революционер Александр Герцен. Он вместе со своим соратником Н. П. Огаревым с 1857 года печатал в Лондоне газету «Колокол».
Это была первая революционная газета, издаваемая на русском языке. Для Российской империи её распространение имело огромное значение, так как в то время получить информацию об идеях революции на родном языке было попросту ниоткуда. Простой народ в России, конечно, не знал иностранных языков.
Герцен оценивал реформу, проведенную царем Александром II, как грабительскую. Крестьяне были обмануты, потому что они не имели возможности свободного существования в обществе.
Будущее общественное устройство страны Герцен видел в создании крестьянских общин, где крестьяне сами могли владеть землей и самостоятельно вести все свои дела в своей общине или поселении. Они не должны были давать отчет государству, но добросовестно платить налоги.
Эти идеи общинного социализма в 1860-е годы были довольно популярны среди представителей русской интеллигенции. Идеи, которые пропагандировала газета «Колокол», в России не всегда находили своих приверженцев. Поэтому вторым центром народников стал Санкт-Петербург, где печатался журнал «Современник». Его идеологом был Николай Гаврилович Чернышевский.
Журнал публиковал статьи, обосновывающие необходимость продолжения крестьянской реформы, конечной целью которой было наделение крестьян землей. Вокруг журнала накалялись нешуточные страсти, властям даже пришлось закрывать его на некоторое время. Именно выступления в «Современнике» сделали Н. Г. Чернышевского первым истинным идеологом народничества. Он был сторонником идеи общинного социализма.
Основные идеи и поражение народников
В 1862 году Чернышевского схватили и заключили в Петропавловскую крепость. Здесь он написал роман «Что делать?», который впоследствии был опубликован в журнале «Современник». В романе нашли отражение его взгляды на будущее социалистическое устройство общества. Эту книгу можно считать настоящей библией для революционеров. Образ жизни и идеи, которые пропагандировал герой романа, на долгие годы стали примером для молодежи.
Он был противником крепостного права и выступал за передачу земли крестьянам. Таким образом, он разделял идеи русского утопического социализма Герцена, которые во многом и стали идеологией народнического движения в России.
Основные идеи народничества заключались в следующем:
- капитализм в России является чуждым явлением, насаждаемым сверху,
- в стране у самодержавия нет социальной опоры и оно может быть легко свергнуто,
- у России особый, непохожий на другие, путь исторического развития,
- ячейкой социализма в государстве является крестьянская община,
- будущее России — построение социализма, минуя капитализм.
Хотя в принципе Герцен и Чернышевский выступали с одними и теми же идеями: они считали, проведенные либеральные реформы неполными, но все же по некоторым вопросам их взгляды расходились. Это выражалось по их отношению к западному опыту.
Теоретические построения, провозглашавшиеся Чернышевским, нашли немало сторонников в России. На волне революционных настроений в 1861 году возникло тайное общество «Земля и Воля», которой суждено было сыграть очень важную роль в истории революционного движения XIX века.
Ряды этой организации насчитывали несколько сотен человек из разных слоев общества. Её отделения располагались по всей стране, тысячи сторонником поддерживали её идеи.
Однако вскоре руководители «Земли и воли» были подвергнуты репрессиям. Это привело к фактическому распаду первой народнической организации, которая просуществовала очень недолго. Все ячейки были ликвидированы, а её членов ожидали политические репрессии.
Общество народной расправы С. Нечаева
Первую схватку борьбы с государственной машиной народники проиграли. Стало понятно, что воззвания и статьи в журналах не помогут справиться с властью и добиться осуществления своих целей. Нужно было менять направление и тактику действий. Это привело к возникновению в стране тайных кружков заговорщиков и террористов, которые возглавили С. Г. Нечаев и П. Н. Ткачев.
В 1869 году Сергей Нечаев создает в Москве нелегальную заговорщицкую организацию «Народная расправа». Уже одно название говорит о многом. Своей целью Нечаев ставил свержение существовавшего социального строя и создание нового общества.
Нечаев поселился в Петербурге в 1865 году. С осени 1868 года он вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии. Результатом его деятельности стали студенческие волнения в феврале 1869 года.
Для своей организации он написал устав, названный «катехизисом революционера», состоящий из четырех разделов, где он описывал отношение революционера к себе, товарищам по революции, к обществу и народу. Он впервые в русской истории сформулировал программу широкомасштабного террора с огромными человеческими жертвами.
Он считал революционера человеком обреченным, у которого нет своих интересов, нет чувств и привязанности, нет собственности и имени. «Катехизис революционера» фактически приравнивал революционера к монаху, то есть человеку, полностью отречённому от мира и посвятившему себя служению революционной идее.
В своей деятельности Нечаев часто прибегал к обманам и шантажам. Эти приемы стали вызвать справедливый протест у членов организации. Это привело к возникновению в противовес беспринципности «нечаевщины» кружков и обществ, в которых одним из главных вопросов становился вопрос о революционной этике.