Походы русских путешественников внесли существенный вклад в историю мореплавания, изучение географии, освоение севера, Сибири и Аляски, а также и Антарктики. Ввиду того, что большая часть морских побережий России приходится на северные районы, освоение этих территорий было сопряжено с большими сложностями и опасностями, требовало мужества и преданности своему делу. И людей, соответствующим этим требованиям, нашлось немало.
Эпоха великих географических открытий
Период в истории человечества с 15 по 17 века называют эпохой великих географических открытий. Это время, когда появились ресурсы, технологии, а также торговая и политическая потребность в изучении окружающего мира.
Одной из причин первых крупных морских путешествий стала невозможность использования прежних сухопутных маршрутов. На стыке Средневековья и эпохи Возрождения был перекрыт основной торговый путь товаров из Азии в Европу, который пролегал через Константинополь. Когда город в 1453 году был взят турками, а Византийская империя прекратила свое существование, стало крайне важным найти новые обходные пути на восток.
Мореплаватели и их открытия, выражаясь современным языком, приносили большие дивиденды своим странам: колонизировались новые территории, налаживались торговые отношения, открывались новые маршруты, получались новые ресурсы. Необходимость путешествовать была напрямую связана с необходимостью развития.
Даже путешествие великого Колумба, открывшего Америку, носило чисто меркантильный характер, его экспедиция искала новые пути в Индию, с чем, кстати, и связано то, что туземцев обеих Америк окрестили индейцами. Немногим позже Фернаном Магелланом было совершено первое кругосветное путешествие, целью которой также было открытие новых торговых маршрутов к островам, на которых растут пряности.
Открытия новых земель и торговых путей изменили мир, одни маршруты теряли свое значение, другие приобретали. Ввиду большей доступности менялись цены на товары. Европейские государства приращивали колониальные территории и увеличивали свое общемировое значение. Произошла встреча ранее изолированных друг от друга цивилизаций.
Русские исследователи и их открытия
Время русских мореходов пришло несколько позже. Эпоха великих открытий португальских и испанских мореплавателей пришлась на трудный период становления российского государства: к 15 веку Российская Империя только-только складывалось, предстояло освобождение от монголо-татарского ига и объединение русских княжеств в одно государство, покорение Сибири, которое длилось вплоть до середины 17 века.
Крупные экспедиции с целью изучения севера были предприняты только в эпоху Великого Петра, а первое кругосветное путешествие было совершено русскими мореплавателями почти на триста лет позже Магеллана. В то же время именно отечественным мореходам принадлежит честь совершения множества открытий в северных районах Азии и Америки, кроме того, именно русские открыли Антарктиду — шестой континент.
Афанасий Никитин
Первые отечественные путешественники не имели ни соответствующего оборудования и технологий, ни знаний и были движимы зачастую религиозными помыслами. Первым коммерческим и не паломническим путешествием, подтвержденным документально, считается хожение Афанасия Никитина.
Кем был Афанасий, доподлинно не известно. Одни считают его купцом, другие разведчиком, третьи — несчастным, которого волею судьбы занесло на край света.
Стоит отметить, что Никитин — это отчество, а не фамилия. Это дает дорогу версиям о том, что Афанасий не был простым смертным, так как отчества в те времена полагалось иметь только очень титулованным людям. Однако, с другой стороны, это не доказывает ни одну из версий о его миссии.
О путешествии Афанасия Никитина известно из его дневников, которые, к сожалению, не сохранились в оригинале. После его смерти записки попали в руки московских князей и были переписаны набело. Дневники были воспроизведены в летописном своде 1489 года, а также в Львовской и Софийской летописях. При переписи, по некоторым предположениям, первоисточник могли намеренно частично исказить, так как он содержал стратегически важную по тем временам информацию. Так, Афанасий негативно высказывается об индийских товарах, говоря, что они подходят для бусурман, но не для русских. А между тем, некоторые историки полагают, что именно богатство этих земель золотом и драгоценными камнями побудило тверских князей снарядить экспедицию.
Согласно дневникам путешественника, известным в истории как Хожение за три моря, Афанасий дошел до Индии и провел в этом предприятии от четырех до шести лет. Путешествие датируется 1468-1474 годами, и начинал он его, судя по записям, именно как купец. В соответствии с основой версией, он взял в долг, снарядил экспедицию и отправился в путь. В дороге его товар был разграблен, и, не желая возвращаться назад без денег и возможности вернуть долг (за что полагалась долговая яма), Афанасий вынужден был двинуться дальше, на юг.
Первое из трех морей — Дербенское, ныне известное как Каспийское, он пересек в сопровождении посла Хасан-бека, который направлялся на родину в Ширванские земли (современный Азербайджан и Дагестан). Затем он пересек территорию современного Ирана и добрался до побережья Персидского залива. В те времена эти воды называли Индийским морем. Здесь Афанасий сел на корабль, который направлялся в порт под названием Камбей. Этот город и в настоящее время расположен в заливе Хамбхэт, на западном побережье Индии. Далее он проследовал в центральные земли страны. Большая часть его дневников касается именно Индии, ведь именно здесь он провел около четырех лет. Афанасий описал быт, уклад, традиции, политическую жизнь, торговлю, сельское хозяйство, военные особенности, словом, все то, что ему удалось увидеть и узнать.
Возвращался назад он уже через территорию современной Турции, где и добрался до третьего моря — Черного. На корабле он дошел до Крымского полуострова, затем до Киева и Могилева. Умер Афанасий Никитин в дороге, не дойдя до Смоленска, который в те времена входил в состав Великого Княжества Литовского. Попутчики — московские купцы, передали его дневники столичному чиновнику Василию Мамыреву. В сокращенном и искаженном вариантах дневники были отображены в летописях.
В новое время записки также были обнаружены в Троицких списках, отрывки из которых затем были изложены в примечаниях к Истории государства Российского 1818 года выпуска. Полный текст, в том виде в котором он дошел до современников, был опубликован в 1821 году.
В соответствии с этими записями, Афанасий Никитин — один из первых европейских путешественников, посетивших Индию, ведь его дневники попали к летописцам задолго до того, как Васко да Гама проложил туда морской путь вокруг Африки. Сами же записи являются первым русским литературным произведением о путешествии в Индию.
Семен Дежнев
Свое первое путешествие Семен Дежнев совершил в четырнадцать лет, когда вместе с отцом отправился на Соловецкие острова в Белом море. Там находился монастырь, куда доставлялись ежегодные дары, которые Дежневы и сопровождали.
Даже по современным меркам Семен совершил невероятное путешествие длинною в жизнь и практически пересек всю современную Россию с запада на восток и обратно. Именно в честь него названа крайняя восточная точка материковой территории России — мыс Дежнева.
Начинал Семен свою самостоятельную жизнь в городе Архангельске, где в возрасте семнадцати лет нанялся простым матросом коча — небольшого однопалубного и одномачтового промыслового судна. В составе экспедиции, состоящей из трех таких кораблей, снаряженной купцом Воскобойниковым, Дежнев достиг устья реки Обь.
К двадцати пяти годам Дежнев поступил на государеву службу: сначала служил простым казаком в Тобольске, затем в Енисейске, затем перешел в Якутский острог. Задача его отряда заключалась, по сути, в колонизации Сибири, основании острогов и сборе ясака — натуральной подати, взимавшейся с местного населения в виде пушнины, моржовых клыков и других продуктов севера. По мере сбора налога отряд продвигался все дальше на восток, по пути усмиряя и примиряя местные племена якутов, эвенков, тунгусов, других северных народов. По словам товарищей, Семен Дежнев предпочитал решать дело миром и был склонен более к дипломатии, чем к военным завоеваниям. Однако за всю службу он получил около пятнадцати ранений в результате разнообразных стычек с местными племенами, три из которых были тяжелые.
Экспедиции Семена Дежнева принадлежит первенство открытия реки Колымы летом 1643 года. В состав отряда входили казаки под командованием Михаила Садухина, а также отряд десятника Дмитрия Михайлова (известен также как Ярило Зырян). Михайлов был таким же землепроходцем, и Дежнев убедил его объединить отряды. На Колыме были образованы зимовья, ставшие впоследствии острогами, способствовавшими русской колонизации Сибири. Здесь Семен прослужил четыре года.
В 1648 году Федотом Поповым и Семеном Дежневым была организована чукотская экспедиция, в результате которой за восемьдесят лет до Витуса Ионассена Беринга был открыт пролив между Азией и Америкой. После прохождения Дежнев добрался до реки Анадырь, обследовал ее вглубь материка на шестьсот километров, а также организовал тут еще один острог.
Витус Ионассен Беринг
Родился 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс, по происхождению — датчанин.
Описание открытия пролива, пройденного Дежневым, хранились в Якутском остроге, поэтому его первенство открылось только много лет спустя. А между тем, Витус Беринг также, как и Дежнев, уже в четырнадцать лет совершил свое первое путешествие на голландском корабле, куда он записался матросом. К моменту поступления в морской корпус он уже несколько раз побывал в Индии и слыл бывалым матросом.
В 1703 году закончил Амстердамский морской учебный корпус, являвшийся лучшим учебным заведением такого рода в мире. По завершении поступил на службу на русский Балтийский флот.
До первой чукотской экспедиции, организованной по указу Петра Великого незадолго до его смерти, Беринг построил карьеру морского офицера и имел должность капитана первого ранга. Несколько ранее, в 1720-1721 годах Беринг уже предпринимал попытку отыскать Америку либо пролив или перешеек, соединяющий Азию и Америку, но обнаружить североамериканское побережье тогда не случилось.
Первая чукотская экспедиция стартовала из Петербурга в 1725 году и через два года добралась до побережья Камчатки сухопутным маршрутом. Морская часть экспедиции началась еще через год от устья реки с одноименным названием — Камчатка, когда был построен предназначенный для экспедиции бот Святой Гавриил.
В отличие от Семена Дежнева Витус Ионассен Беринг двинулся с южной стороны на север, а затем на северо-восток, огибая материковую часть Российской Империи. После того, как был пройден пролив и стало понятно, что перешеек отсутствует, Беринг посчитал свою миссию выполненной и вернулся назад.
В процессе плавания также было картографировано побережье Камчатки и Чукотки:
- Карагинский залив,
- Карагинский остров,
- залив Креста,
- бухта Провидения,
- Анадырский залив,
- остров Святого Лаврентия.
На подготовку экспедиции ушло около пяти лет, а общее время в море составило около трех месяцев. Несмотря на то, что было изучено около трех с половиной тысяч километров побережья, Адмиралтейская коллегия осталась недовольна результатами путешествия. Тем не менее, Берингу была выплачена премия, а также был одобрен его план повторной экспедиции.
Вторая чукотская экспедиция достигла североамериканских берегов в 1741 году.
Перед путешествием команда остановилась на зимовку в бухте, которая была названа в честь пакеботов Святого Петра и Святого Павла— Петропавловской. Капитаном второго корабля был Алексей Чириков. На месте зимовки в последствии была основана столица Камчатки — Петропавловск-Камчатчский.
У берегов Америки во время ночного шторма и тумана корабли потеряли друг друга и были вынуждены возвращаться назад поодиночке. Судно под командованием Беринга проследовало вдоль Алеутской гряды, открывая по пути новые острова — Кодьяк, Евдокеевсекие, Шумагинские, Атка, Кыска, Булдырь (современные названия островов).
Беринг любой ценой стремился как можно скорее достичь берегов Камчатки, однако эпидемия цинги, отсутствие чистой воды и нормальной пищи серьезно затрудняли плавание. Обнаружив в конце концов берега, Беринг приказал швартоваться, но, к большому разочарованию Витуса и всего экипажа, это оказался не берег Камчатки, а остров, впоследствии названный именем Беринга. Штормом корабль потерпел крушение и был выброшен на берег. Наступление холодов вынудило команду основать здесь зимовку. Это была последняя зимовка великого путешественника — Витуса Ионассена Беринга.
О дальнейшей судьбе экспедиции известно из записок штурмана, поручика Свена Вакселя, который принял на себя командование после смерти Беринга. Перезимовав, экипаж собрал из остатков пакебота малое судно — гукор, также названный в честь Святого Петра. В августе, 13 числа, корабль покинул остров. Через несколько дней 46 членов экипажа (из 75-и) добрались до Петропавловска.
Лаптевы
Во второй четверти восемнадцатого века была предпринята Великая северная Экспедиция, состоявшая из ряда составных, которые проводились отдельными отрядами. Двоюродные братья Лаптевы участвовали в картографировании и изучении северных берегов в составе Ленско-Колымского отряда (Дмитрий Яковлевич Лаптев) и Ленско-Енисейского отряда (Харитон Прокофьевич Лаптев).
Оба брата начинали службу гардемаринами, затем мичманами, дослужились до званий лейтенантов и возглавили отдельные экспедиции.
Великая экспедиция включала семь отдельных отрядов и длилась порядка десяти лет. Работа велась в очень экстремальных условиях, поэтому в некоторых из отрядов произошла смена руководства по тем или иным причинам. Отряды братьев Лаптевых изначально возглавляли П.Лассиниус и В.Прончищев соответственно, но оба они погибли от цинги. Василий Прончищев взял в экспедицию свою жену, которая считается первой женщиной, изучавшей полярный север (погибла, ненадолго пережив своего мужа).
Братья Лаптевы продолжили дело предшественников. Харитон направился от устья реки Лены на северо-запад, к острову Бедичева, а затем вокруг полуострова Таймыр. Одна из партий отряда под командованием Семена Ивановича Челюскина достигла крайней северной точки Евразии, которая затем и была названа его именем — мыс Челюскина. Дмитрий двинулся на восток и достиг Восточно-Сибирского моря и устья реки Индигирки, затем добрался до устья реки Анадырь и изучил ее бассейн.
Харитон Прокофьевич является создателем карты Таймыра. Дмитрий Яковлевич за десять лет изысканий описал огромную часть как северных, так и восточных побережий Российской Империи.
Впоследствии по окончании Великой Сибирской экспедиции оба служили на Балтийском флоте.
Крузенштерн и Лисянский
Настало время и для первого кругосветного путешествия русских мореплавателей. Первопроходцами стали капитан-лейтенант, а в последствии адмирал, Иван Федорович Крузенштерн и его помощник, капитан-лейтенант, а в последствии капитан 1 ранга, Юрий Федорович Лисянский.
Проект был разработан и подан Крузенштерном на рассмотрение еще в конце 17 века (в 1799 году), но тогда руководство не посчитало его достойным внимания. Со временем высшее руководство поняло, что такое путешествие принесет существенную пользу торговле, имиджу, славе государства. Способствовало этому и прошение представителей торговых компаний, а именно Российско-американской компании, акционером которой, в том числе, был и сам император. Хлопотал за экспедицию и граф Николай Петрович Румянцев, министр иностранных дел в период наполеоновских войн.
В 1803 году из Кронштадта в путь вышли два трехмачтовых корабля — Надежда и Нева (первоначально английские торговые суда Леандр и Темза). Выбирал корабли лично Лисянский. В экипажи были набраны добровольцы из русских моряков, несмотря на то, что Крузенштерну настойчиво советовали набрать исключительно английских. Офицерский состав в большей мере был представлен немецкими фамилиями.
Экспедиция совмещала несколько миссий: торговую, исследовательскую, дипломатическую. Одним из руководителей экспедиции был назначен камергер Николай Петрович Рязанцев, русский дипломат, предприниматель и основатель той же Русско-Американской Компании. Его основная миссия заключалась в налаживании дипломатических и торговых отношений с Японией. Крузенштерну и Рязанцеву приходилось иметь одну каюту на двоих размером всего в шесть квадратных метров, возможно, это и было причиной их конфликта, длившегося большую часть путешествия, до тех пор, пока миссия дипломата не была выполнена, и он не был высажен.
На кораблях также присутствовали ученые, с которыми были заключены контракты на проведение исследовательских работ: астроном из Швейцарии Иоганн Каспар Горнер (выполнял астрономические, картографические и гидрометеорологические работы), немецкий ученый Вильгельм Теофиль Тилезиус (в качестве врача, натуралиста и художника), а также натуралист Георг Генрих фон Лангсдорф.
Из Кронштадта корабли отправились в путь. После захода в Копенгаген (Дания) и Фламут (Англия) они направились к западному побережью Африки. В Англии были закуплены инструменты, с помощью которых были составлены точнейшие астрономические таблицы для плавания в южном полушарии. Еще одна остановка была сделана на острове Тенерифе (один из семи и крупнейший из Канарских островов, принадлежащих Испании). Примерно через полтора месяца, в конце ноября 1803 года, экспедиция пересекла нулевой меридиан. Надежда и Нева стали первыми русскими кораблями, достигшими Атлантического океана, экватора, южного полушария.
Далее корабли пересекли океан и достигли берегов Бразилии. Практически все предыдущие остановки были связаны с необходимостью не только пополнения запасов, но и починки: здесь пришлось сделать остановку на сорок пять дней для ремонта Невы.
В конце января 1804 года экспедиция покинула бразильский порт, обогнула Южную Америку, прошла мыс Горн. Здесь корабли разделились, а к апрелю Крузенштерн достиг Макизовых островов, расположенных южнее экватора в центральной части Тихого океана. Здесь корабли снова воссоединились, а в районе Гавайских островов, в северной части Тихого океана, снова разошлись. Надежда отправилась к Камчатке, а Нева — изучать побережье Аляски, где попутно способствовала освобождению от местных индейцев Михайловской крепости.
После захода в Петропавловск-Камчатский Крузенштерн направился к Японии. Здесь, неподалеку от Нагасаки, в ожидании завершения дипломатической миссии, корабль простоял на якоре около полугода. Эта часть путешествия также сопровождалась изучением Сахалина, Курильских островов, Японского моря. Корабль практически обошел вокруг Японских островов.
Корабли снова встретились в китайском порту Макао, на Неве в этот момент находился большой груз пушнины. Завершив торговую миссию, корабли снова отправились в плавание.
Экспедиция пересекла Индийский океан, обогнула мыс Доброй Надежды (самая крайняя юго-западная точка Африки) и направилась в сторону родных берегов. На острове Святой Елены Крузенштерн получил известие о войне с Францией 1805-1807 годов. В связи с этим Крузенштерн принял решение идти в Кронштадт вокруг Шотландии, Лисицкий же шел домой, не заходя в порты, и прошел Ла-Маншем, поэтому прибыл в Кронштадт на две недели раньше Крузенштерна.
Трудно переоценить вклад первооткрывателей. Экспедиция окупилась по всем позициям: русские мореплаватели изучили торговые маршруты, получили бесценный опыт мореплавания, получили массу научных данных, ежедневно ведя наблюдения за ветрами, температурами вод, атмосферным давлением, глубинами, типами грунта, а также получили информацию о малоизвестных странах и народах.
Василий Головнин
Путешествие Крузенштерна положило начало другим кругосветным путешествиям. Одним из известных и неординарных мореплавателей, предпринявших кругосветное путешествие (и не одно), был Василий Михайлович Головнин.
Сам факт того, что офицеру всего лишь в звании лейтенанта поручили судно и доверили такое предприятие, говорило о признании руководством в Василии Михайловиче опытного и достойного мореплавателя.
Как и многие дворяне того времени, Головнин построил карьеру военного морского офицера, начав с должности гардемарина. Участвовал в сражениях против шведов, в высадке десанта в Голландии, служил под командованием известного британского адмирала — Горацио Нельсона.
Помимо прочего Василий Головнин — известный мемуарист, итогом его жизни стали двести пять томов географических и морских трудов.
По возвращении из Англии Головнин составил справочник дневных и ночных сигналов для моряков, которым пользовались почти четверть века.
Первое путешествие он совершил на шлюпе Диана, переоборудованном из транспортного судна в 1806-1809 годах. Задачей лейтенанта было изучение северной части Тихого океана. Начальная часть маршрута (до мыса Горна) была довольно близка к пути, проложенном Крузенштерном. В отличие от последнего, Головин не стал огибать Южную Америку, а вернулся к мысу Доброй Надежды. Здесь корабль был задержан англичанами в связи с тем, что Англия и Россия в тот период находились в состоянии войны. После годового плена при намеренном попустительстве англичан Головин сбежал. Диана пересекла Индийский океан, обогнула Австралию и закончила путешествие в Петропавловске-Камчатском.
В 1817-1819 годах Василий Головнин совершил второе кругосветное путешествие на специально построенным для этого военном шлюпе Камчатка. На этот раз экспедиция выдвинулась с Камчатки, дошла до североамериканских берегов, спустилась вдоль них южнее и, не доходя до Сан-Франциско, развернулась, пересекла Тихий океан, пройдя Сэндвичевы (Гавайские) и Маршаловы острова, достигла Манилы (Филиппины). Затем Камчатка проследовала в Индийский океан между Суматрой и Явой. Далее следовал мыс Доброй надежды и путь в Кронштадт. Однако на этом путешествие не закончилось — Головнин снова отправился в путь — в обратную сторону. В отличие от Крузенштерна Василий Михайлович проследовал вдоль западного побережья Южной Америки и сделал остановку в порту Кальяо (Перу). Далее, оставив позади Маркизовы и Сэндвичевы острова, шлюп вернулся в точку отправления — Петропавловск-Камчатский.
Путешествие это примечательно также и тем, что оно стало первым для таких известных мореплавателей, как Фердинанд Врангель (участвовал в должности мичмана), Федор Литке (занимал пост начальника гидрографической экспедиции), Федор Матюшкин (участвовал в качестве волонтера в нижних чинах). Все трое впоследствии стали знаменитыми путешественниками.
Беллинсгаузен и Лазарев
За кругосветным последовало первое арктическое путешествие, которое возглавили Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Задача экспедиции состояла в поиске и подтверждении существования Антарктиды.
Мореплаватели вышли в 1819 году на двух судах (шлюпы Восток и Мирный) из Кронштадта и почти повторили маршрут Крузенштерна до побережья Бразилии. Шлюпы были неравнозначны по характеристикам: один был построен по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова, был прочнее и быстрее, второй был куплен у англичан и плохо подходил для плавания во льдах, что в итоге привело к досрочному прекращению предприятия.
От бразильских берегов экспедиция направилась в сторону острова Южная Джорджия, к которому приблизилась к декабрю 1820 года. Немного южнее корабли наткнулись на первые айсберги. Двигаясь вдоль побережья Антарктиды, от южной части Атлантического океана к Индийскому, открывая острова, корабли направились к Австралии. Запас дров для отопления стал подходить к концу, а суда нуждались в починке. Несколько раз экспедиция приближалась к берегам Антарктиды, однако движение и изучение было затруднено вследствие большого количества льдов.
В Австралии экипажи получили возможность отдохнуть, пополнить запасы и отремонтировать шлюпы. Здесь они пробыли чуть менее месяца (с конца апреля до конца мая 1820 года), когда отправились в обратный путь — но уже вдоль противоположного берега Антарктиды, со стороны Тихого океана. Переменчивые условия постоянно вынуждали экспедицию отклоняться на восток, но в итоге они достигли Шотландских островов. Часто было не понятно, являются ли открытые земли островами или частью материка, чему мешали суровые условия, однако результатом плавания является открытие шестого материка — Антарктиды. В конце февраля 1821 года экспедиция вновь достигла берегов Бразилии, а к концу июля того же года вернулась в Кронштадт.
Практически две трети пути корабли провели под парусами, были открыты несколько десятков островов, открыты новые виды флоры и фауны, выполнена основная задача экспедиции и совершено одно из величайших открытий 19-го века.
Яков Санников
Имя этого путешественника запечатлено в нескольких фантастических произведениях, однако его предположения о том, что севернее Новосибирских островов существуют обширные и плодородные земли — не подтвердилось. Ему принадлежит честь открытия островов Фаддеевского и Столбового, но его дальнейшие попытки продвинуться севернее ни к чему не привели.
Такие люди, как Санников, несомненно, заслуживают уважения за мужество и упорство в достижении своих целей. Зачастую одержимые своей мечтой и устремлениями, превозмогая стихии, они совершают открытия и служат примером для других.
На книгах о таких людях воспитаны поколения. Пожалуй, каждому советскому мальчишке были известны такие книги и фильмы, как Два капитана и Земля Санникова, одним из персонажей которых стал именно этот мужественный человек.
Григорий Шелихов
В изучении севера принимали участие не только военные моряки, но и купцы, промышленники. Одним из них был Григорий Иванович Шелихов. Является основателем первых русских поселений в Северной Америке, наладил судоходство между Алеутской и Курильской грядами. Активно участвовал в освоении и колонизации севера, основал крупную торговую компанию. В процессе деятельности открыл несколько островов, названных по имени штурмана корабля — острова Прибылова.
Таких людей как Шелихов, Санников, Дежнев — было немало, не всех их можно поставить в один ряд, не все имена известны, однако каждый из них вносил свой вклад в великое дело освоения северных территорий.
Фердинанд Врангель
Фердинанд Петрович Врангель первым в выпуске морского корпуса получил звание гардемарина, в начале карьеры служил в Финском заливе. Трижды побывал в кругосветных экспедициях, первой из которых было путешествие Василия Михайловича Головина.
В 1820-1824 годах занимался изучением северного побережья Сибири от реки Индигирки до Колючинской губы (второго по величине залива Чукотки), картографировал Медвежьи острова. Доказал, что северные воды могут быть открыты для плавания даже в сильнейшие морозы. Изучал влияние севера на климат и жизненные уклады в России в целом. Предпринимал вылазки на собачьих упряжках по льдам на расстояния до 250 километров от берега с целью обнаружения островов и неизвестных земель. Работы вел очень тщательно и дотошно. Открыл первую в Якутии метеорологическую станцию.
В 1825-1827 годах совершил второе кругосветное путешествие на парусном транспорте Короткий, был назначен начальником экспедиции по совету Головина. Кругосветные путешествия стали обычным делом, а морское транспортное сообщение с Камчаткой приобретало все большую популярность. Короткий был построен специально для транспортировки грузов с использованием минимального экипажа. На корабле были организованы постоянные метеорологические наблюдения, показания снимались четырежды в сутки.
В 1829 году командовал фрегатом Елисавета, в этом же году был назначен правителем Русской Америки. Внес существенный вклад в изучение всего побережья Аляски, открыл здесь метеорологическую обсерваторию. За пять лет управления достиг существенного прогресса в обустройстве хозяйства и налаживании отношений с местным населением.
Предпринимал усилия для расширения российских территорий в северной Америке, в частности, была возможность увеличить территории в Калифорнии, для чего требовалось признание Россией Мексиканской Республики, которой в тот момент эти земли принадлежали. Однако Николай I выступил резко против признания мятежников. В дальнейшем, единственное поселение, принадлежавшее Русской Торговой Компании на территории Калифорнии, было свернуто, и Россия потеряла земли в этом регионе. Врангель выступал резко против продажи Аляски американцам.
В 1836 году, возвращаясь домой через территорию современных Соединенных Штатов, Мексики, а затем через Тихий океан в Европу, совершает третье путешествие вокруг света.
Путешественник, дипломат, географ, адмирал, один из создателей Русского Географического общества, член-корреспондент Лондонского географического общества, директор Российско-Американской компании, управляющий русскими территориями в Северной Америка, управляющий Морским Министерством — далеко не полный список достижений этого выдающегося морехода.
По стопам отца пошел и его сын — Фердинанд Фердинандович Врангель, также сделал карьеру морского офицера. Закончил Морской Корпус, обучался гидрографии в Николаевской морской академии. Защитил диссертацию Об измерениях океанских глубин. Проводил исследования в Средиземном, Черном и Азовском морях. В Средиземном испытывал работу электрического лота, в Черном и Азовском осуществлял физические и глубокомерные исследования. Преподавал в Морской Академии. Закончил службу в классе действительного статского советника. Имеет множество трудов по гидрографии.
Значение для истории и географии
Русские мореходы и естествоиспытатели вписали свои имена в историю. Многие географические открытия, особенно в северном полушарии, сделаны при непосредственном участии наших соотечественников.
Но русские отличились не только на севере: такие имена, как Миклухо-Маклай, изучавший Новую Гвинею, Николай Прежевальский, изучавший Центральную Азию, или Беллинсгаузен и Лазарев, открывшие Антарктиду, оставили существенный след на географической карте планеты.
В целом деятельность мореплавателей оказала огромное влияние на развитие планеты по многим направлениям: совершенствовались технологии, рос уровень жизни, осуществлялся культурный обмен, происходил передел владычества на море и на суше.
В результате крупных путешествий стало очевидным, что Земля — круглая, были открыты неизвестные до сих пор материки, моря и океаны, была изучена существенная часть планеты, уточнены очертания континентов, открыты тысячи новых островов, древний неизведанный мир отступал.
Были проложены новые торговые пути к далеким землям, образованы новые колонии, расширены территории, произошел передел зон влияния. В частности, потерял свое торговое значение средиземноморский регион. В то же время торговля в целом получила существенное развитие.
Для Европы была открыта новая мощная сырьевая база с огромной массой ресурсов от драгоценных металлов до продуктов питания, в Старый Свет были завезены кукуруза, какао, картошка, чай, табак и многие другие культуры. Получили свою долю и Новый Свет, Африка и Индия, нередко в виде новых болезней, эксплуатации, порабощения и рабовладения. Целые цивилизации были уничтожены, а на местах, некогда принадлежавших аборигенам, образовались новые государства.
Память (что и в честь кого названо)
Маршруты путешествий на географической карте нередко имеют отметки с именами открывателей.
Географические объекты, названные именами путешественников:
- Афанасий Никитин — память увековечена только в памятниках.
- Семен Дежнев — его именем назван мыс, крайняя восточная точка Евразии, остров в море Лаптевых, залив в Баренцевом море.
- Витус Беринг — пролив, отделяющий Азию и Америку, море, крупнейший остров в составе Командорских островов, мыс в Беринговом же море.
- Братья Лаптевы — море, юго-западное побережье полуострова Таймыр названо побережьем Лаптева (в честь Харитона Лаптева), пролив между островом Большой Ляховский и Евразией (в честь Дмитрия Лаптева).
- Иван Крузенштерн — остров в центре Берингова пролива, пролив, соединяющий Охотское море и Тихий океан (крупнейший в Курильской гряде), а также один из лунных кратеров.
- Юрий Лисянский — остров в Гавайском архипелаге, полуостров на северном побережье Охотского моря.
- Василий Головнин — пролив между Курильскими островами, город, залив и лагуна на Аляске, вулкан на Кунашире, гора на Камчатке.
- Фаддей Беллинсгаузен — море, мыс на Сахалине, остров в архипелаге Туамоту, один из кратеров на Луне.
- Михаил Лазарев — море в Южном океане, бухта и горная цепь в Антарктике, мысы в проливе Невельского, в Севастополе, один из атоллов в группе островов Россиян.
- Яков Санников — мифическая земля Санникова, пролив между Новосибирскими островами, гора на острове Большом Ляховском того же Новосибирского архипелага.
- Григорий Шелихов — залив в Охотском море, пролив между Аляской и островом Кодьяк, город в Иркутской области.
- Фердинанд Врангель — остров в Ледовитом океане, остров в составе архипелага Новая Земля, остров в составе архипелага Александра на Аляске, бухта в заливе Находка, горы на Аляске.
Именами этих замечательных людей называют также Национальные Парки, корабли и самолеты, улицы и проспекты городов и учебные заведения. В их честь выпускают почтовые марки, памятные монеты и медали. Память о них важна, ведь это часть нашей истории.
Видео.
Из видео вы узнаете больше о Великих Географических открытиях.