Азиатские страны всегда привлекали своей уникальностью и самобытностью. Становление культуры Древнего Китая началось с III век до н. э. Ее характеризует поразительная стойкость и богатство духовных ценностей. Мятежи и разрушения не повредили цивилизации, а изоляция от внешнего мира позволила создать неповторимую философию и искусство.
Основные особенности
В Древнем Китае люди поклонялись силам природы. Центральным божеством считалось Небо, а также вода и горы. Считалось, что весь окружающий мир населен духами и поэтому все считалось живым. Природа вдохновляла художников и поэтов, архитекторов. Поэтому в искусстве особенно преобладал пейзажный жанр.
У культуры Древнего Китая есть еще несколько особенностей:
- прагматизм — больше всего ценились земные поступки,
- большая приверженность традициям,
- минимальное проявление эмоций, стремление к минимализму.
Формирование китайской культуры происходило в условиях изоляции. Именно поэтому она такая самобытная. Ценности же появлялись под влиянием мифологических и философских знаний. Постепенно у культуры появилось несколько главных черт:
- Считалось, что государство находит буквально под небом, отсюда второе название — Поднебесное.
- Большое внимание уделялось числовым символам.
- Строгая иерархия. Император — сын Неба. Он является посланником от божеств к людям.
- Культ Солнца доминирует.
- Уважение к природе, как к источнику мировой гармонии.
Архитектура и живопись
Уже в I тыс. до н. э. китайцы возводили сложные строения. Остальных народы в этот период строили только одноэтажные дома, в то время как в Китае делали двух- и трехэтажные. Они имели внушительный вид и для их возведения нужны были определенные знания по математике. Крыши покрывали черепицей, здания украшали символами здоровья, богатства, процветания.
Особенностью китайской архитектуры стали крыши с приподнятыми уголками — это создавало иллюзию того, что конструкция прогнулась. Строились монастыри, которые вырубались прямо в скалах, а также возводились башни-пагоды.
Искусство Древнего Китая тоже выглядело необычным. Каждая картина имела сюжет и историю, а также сопровождалась небольшим изречением. Рисовали на стенах, обложках книг, шелке, а потом и на бумаге. Каждый художник сам изготавливал краски. В древней цивилизации выделяли две техники:
- гунби — детализировались предметы, которые имели идеальное очертание,
- сеи — размытые контуры и силуэты.
В живописи было несколько доминирующих сюжетов — «цветы-птицы», «люди», «горы-воды». Каждая деталь картины имела смысл. Например, аист символизировал одиночество, сосна долголетие, а бамбук стойкость. В живописи часто встречали пейзажи, которые отражали восхищение природой.
Культурная жизнь Древнего Китая наполнена разными уникальными видами искусства. Она повлияла на многие мировые цивилизации. Сегодня восточная культура не теряет своей популярности.