В начальной школе курс изучения русского языка предполагает знакомство с самостоятельными и служебными частями речи. Во 2 классе узнают определение имени прилагательного и то, на какие вопросы оно отвечает. В 3 классе более подробно изучают его формы и их изменение.
Несмотря на простоту изучаемой темы, зачастую детям бывает сложно определить число, падеж и род предлагаемого слова и поставить его в первоначальный вид, поэтому ученики должны чётко понимать, что такое начальная форма имени прилагательного.
Теоретические знания
В словосочетаниях с именами существительными согласуются зависимые от них прилагательные, которые принимают тот же род, число и падеж, что у главного слова.
Эти критерии относятся к непостоянным признакам определений и являются основными помощниками для формирования неопределённой формы. Её ещё называют словарной.
К морфологическим признакам неопределённого вида относятся:
- именительный падеж,
- мужской род,
- единственное число.
Таким образом, начальная форма отвечает на вопрос — какой?, имеет окончание —ий, -ый, —ой и не может использоваться во множественном числе. Например: «красочный журнал» (журнал какой? — красочный).
При этом качественные прилагательные имеют неопределённые словоформы, соответствующие положительной степени сравнения. Чтобы преобразовать имя прилагательное в исходный вид, уместно определить главное слово, от которого оно зависит. Следует выявить основные признаки определяющего слова, далее изменить, согласно вопросу, само определение.
Например: «Дети, довольные тёплым днём, весело играли во дворе». Словосочетание: днём (каким?) тёплым (творительный падеж), начальная словоформа — день (какой?) тёплый.
Практические упражнения
Упражнение № 1. Найти и подчеркнуть словосочетания, отвечающие на вопрос исходной словоформы:
- Ответственный ученик подготовил краткий рассказ о любимых занятиях в его свободное время.
- Заключительные итоги всегда подводятся в конце учебного года.
- Русские — сильный духом народ.
- В нашем саду среди всех ярких цветов мне больше всего нравится тёмно-фиолетовый, почти чёрный ирис.
- Разбирая завалы старых вещей, мой товарищ обнаружил старую книгу, оригинальный переплёт которой выделял её среди остальных.
- Однажды интересный случай произошёл поздним вечером в его пустынном доме.
- Дубовая роща всегда манит к себе своей зеленью ценителей свежести и тенистой прохлады.
Упражнение № 2. Преобразовать прилагательные из словосочетаний в начальную форму:
Летним днём, с одиноким мужчиной, на деревянном столе, на чистом холсте, к большому дому, у смышлёного малыша, без верного друга.
Упражнение № 3. Подобрать подходящие по смыслу определения, выделить прилагательные со словарной формой:
______ пёс разгуливал по ______ двору. Его ______ вид озадачивал _______ котов, которые в своё время собирались поохотиться за птицами. Вдруг на _______пень уселся __________ голубь, совсем не опасаясь быть кем-то пойманным. Его беспокоило что-то другое. Он искал _______крошки хлеба для своего________ птенца. Как будто догадываясь об этом, _________Барбос позволил ______ отцу пройтись по двору, отгоняя______непосед.
Правильные варианты ответов
Упр.1: Ответственный ученик, краткий рассказ, сильный народ, тёмно-фиолетовый, чёрный ирис, оригинальный переплёт, интересный случай.
Упр.2: Летний, одинокий, деревянный, чистый, большой, смышлёный, верный.
Упр.3: Важный/чёрный/молодой пёс, по широкому/маленькому/заднему двору, серьёзный вид, местных котов, старый/низкий/дряхлый пень, серебристый/белый/большой голубь, съедобные/маленькие крошки, крошечного/единственного птенца, благородный/умный Барбос, заботливому/ответственному отцу, пушистых/лохматых непосед.
Для закрепления пройденного материала следует ответить на три следующих вопроса:
- Что такое первоначальная словоформа имени прилагательного?
- На какой вопрос она отвечает?
- Все ли прилагательные могут иметь начальную форму?
Правильные ответы на эти вопросы гарантируют успешное прохождение заданий для определения форм имён прилагательных.