Русский язык богат литературными приёмами, которые способны передать тысячи оттенков мысли. Литературные тропы, или литературные средства выразительности, изучают ещё в школе, и не зря, ведь понимание того, с помощью каких приёмов строится речь, позволяет синтезировать грамотный и живой текст. Часто люди употребляют в своей речи тропы, даже не задумываясь о том, что это средство выразительности, не зная названия. Один из таких приёмов литота, знакомая нам с детства по своей сути и многим кажется сложным как термин.
…
Литота в русском языке: определение
Так что же такое литота? Википедия и другие энциклопедии определяют этот троп как художественное приуменьшение величины описываемого явления, его значения и важности. В переводе с греческого это слово означает «простота, умеренность». Этот литературный приём обратен гиперболе, которая, напротив, преувеличивает явление, доводя его до комичности. Так, литота и гипербола часто являются антонимами, хотя из этого правила существуют исключения.
В энциклопедии можно увидеть также то, что в слове «литота» ударение падает на второй слог – многие путаются в произношении этого термина, так как он мало употребляется в повседневной жизни. Однако, несмотря на то что немногие знают название этого приёма, почти все применяют его. Самый простой пример, который чаще всего встречается в быту: «Это в двух шагах отсюда». Вряд ли место, о котором говорится, действительно находится ровно в двух шагах, то есть расстояние намеренно приуменьшается, чтобы подчеркнуть, насколько близок объект.
Литоту используют не только для подчёркивания незначительности расстояний и размеров, но и для того, чтобы сгладить какой-либо неприятный эффект, уменьшить его. Часто можно услышать такие слова оправдания: «Я не то чтобы не хотел…». Двойное отрицание «не то» и «не хотел» служит здесь примером именно этого тропа.
Примеры литоты в известных выражениях
Чтобы лучше понять, что собой представляет этот литературный приём, следует ознакомиться с примерами предложений, в которых употребляется литота. Она распространена очень широко как в прозе, так и в стихах как в зарубежной, так и в русской литературе, как в авторских текстах, так и в народных пословицах и поговорках. Так, с помощью этого приёма образованы следующие выражения:
- Мужичок-с-ноготок. Например, в поэме Некрасова «Крестьянские дети» автор говорит, что мальчик, встреченный им у леса, был «с ноготок». Приём здесь использован очень точно, частью его является и описание образа ребёнка: большие сапоги и рукавицы, полушубок с чужого плеча. Таким же образом своё имя получили Мальчик-с-пальчик и даже Дюймовочка.
- Кроме сравнений с чем-то очень маленьким, для этого приёма могут быть использованы и уменьшительно-ласкательные суффиксы. Так, сказочное жилище Бабы-Яги стоит не на куриных ногах, а на курьих ножках, что делает повествование боле красочным и образным. Нередко и применение суффиксов в именах собственных, особенно в народных сказках. Мышки и Зайчишки – частые их герои, беззащитность и маленький рост которых призван показать именно этот троп.
- Всем известно, что коты не наплачут и стакана, а небо размером определённо больше овчинки. Однако эти выражения не кажутся глупыми или смешными, ведь всем понятно, что в них использован художественный приём.
Примеры литоты в рекламе
Сфера маркетинга в современном мире развивается крайне стремительно. Она имеет множество собственных приёмов, однако не отказывается, в том числе, от литературных и художественных. Литота, как и её «антоним» — гипербола, в рекламе используются очень часто, и смотрится очень органично. Её считают полноценным рекламным приёмом – равно как и литературным. Например:
- Частый сюжет рекламы каких-либо шумных аппаратов: их работа и спящие при ней дети, дремлющая кошка, счастливые соседи, слышимое в тишине жужжание мухи. Действительно ли можно услышать жужжание насекомых при работе такой машины? Практически всегда нет. Однако литота в этом случае подчёркивает важный для изделия фактор – минимальный уровень шума, преувеличенный для лучшего восприятия потенциальным покупателем.
- В рекламе услуг особенно часто можно встретить литоту в рекламе кредитов. Ипотека под проценты меньшие, чем ничто, изображения маленьких игрушечных домиков, которые так легко приобрести. Всё это настраивает человека на то, что воспользоваться услугой легко, и это не приведёт к каким-либо неприятным последствиям.
Таким образом, литота используется не только как литературный троп, но и как маркетинговый, психологический приём.
Заключение
Предложения с литотой человек слышит и употребляет сам практически каждый день. В литературе этот троп очень важен как для современной прозы и поэзии, так и для фольклора, ведь он обладает способностью делать текст и речь более яркими, образными и точными.