В истории России переломным моментом стала первая половина 19 века. Наука и образование тогда начали стремительно развиваться благодаря указам нескольких царей. Появились новые школы, гимназии и университеты, женщины получили некоторые права. А выдающиеся ученые и путешественники сделали множество полезных открытий, которые легли в основу реформ.
Изменения в государстве
Когда убили Павла Первого, власть принял Александр 1. Ему досталось великое государство — Российская Империя в период своего развития. За последние годы правления предыдущего царя к ее территории присоединились Казахстан, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым, Западная Беларусь.
Численность населения выросла до 40 млн человек, и большую часть составляли крестьяне. Хотя и количество городских жителей стремительно увеличивалось. Это и повлияло на развитие науки и образования. Кратко говоря, период можно связать с ростом государственного бюджета и началом реформ.
Бизнес-школа SRC – семинары в Москве, курсы и бизнес тренинги
Но наука и культура при Александре 1 не получали должного внимания. Все силы народа были сосредоточены на модернизации империи. И только после его реформ начались изменения в системе образования.
Просвещение коснулось всех социальных классов населения, учиться начали даже женщины из крестьянских семей.
Школы и гимназии
В 1803 году был принят указ о разделении империи на шесть учебных округов. В каждом из них император хотел основать университет. Но исполнение указа затянулось. Хотя в ближайшее десятилетие появилось много учебных заведений:
- 1804 — Казанский университет,
- 1819 — Петербургский,
- 1815 — Институт восточных языков,
- Царскосельский лицей,
- Горный институт,
- Артиллерийская академия.
Примечательно, что при Николае 1 образование стало доступно не всем. Он не открыл ни одного университета и запретил обучаться крепостным. Из-за этого количество студентов в некоторых заведениях сократилось. Хотя император заботился о военном деле и развитии промышленности. По его указу появились Артиллерийская, Инженерная академии, техническое училище в Москве, в каждой губернии появились гимназии. В 1824 году их число достигало 24, а три были открыты в Сибири.
Лицеи позволяли получать образование на уровне, не уступающем институтам. Принимали туда в основном потомков дворянских семей. Хотя такие дети чаще получали образование на дому. Родители нанимали для них частных гувернеров. Обычно это были иностранные педагоги, обучавшие своих воспитанников не только точным и гуманитарным наукам, но и этикету.
А в Лазаревском институте восточных языков готовили русских дипломатов. Благодаря этому учреждению жители империи познакомились с традициями и обычаями других народов. Хотя образование было доступно в основном детям дворян, церковных служителей и купцов, крестьяне тоже обучались грамоте.
Выдающиеся ученые
Ученые сыграли значительную роль в развитии науки 19 века в России. Стали распространенными не только точные, но и гуманитарные дисциплины. Значительный вклад в развитие образования сделало несколько человек:
- Софья Ковалевская,
- Пафнутий Чебышев,
- Александр Столетов,
- Дмитрий Менделеев,
- Павел Аносов,
- Николай Карамзин.
Софья Ковалевская — одна из первых женщин-математиков. Получить образование в России она не смогла, но после обучения за границей вернулась на родину. Ее труды были признаны во всем мире. Чебышев прославился тем, что пытался связать математические проблемы с естественными науками. Ему принадлежат открытия по теории механизмов и машин.
Столетов занимался изучением фотоэлектрических явлений и магнетизма. В течение 30 лет он преподавал, возглавлял кафедру Московского университета. Химик Дмитрий Менделеев долго работал над периодической системой элементов. И однажды ему повезло — он увидел таблицу во сне. Его формулы и законы изучаются до сих пор в школах и вузах.
Аносову удалось раскрыть тайну древнего булата, благодаря чему он смог создать особые стальные клинки. Ими можно рассекать как твердые материалы, так и шелковые платки. Его исследования стали основой для науки о качественной стали.
А Карамзин по указу Александра Первого писал историю России, хотя он был публицистом, а не ученым. Но за несколько лет упорной работы Николай Михайлович справился с поставленной задачей. Всего из-под его пера вышло 12 томов с описанием значительных событий и выдающихся личностей государства.
Открытия путешественников
Не только ученые внесли свой вклад в науки и развитие образования в империи. Благодаря путешественникам жителям государства стало известно много нового о далеких землях и традициях народов. Многие отечественные географы путешествовали в другие страны:
- Крузенштерн,
- Лисянский,
- Беллинсгаузен и Лазарев,
- Головкин и Литке.
Иван Крузенштерн стал первым путешественником, который отправился в кругосветную экспедицию. Он хотел дойти от Кронштадта до Аляски и выполнил свою задумку. Вместе с ним в плавание отправился Юрий Лисянский, но путешествовали они на разных кораблях. Совместно они исследовали Японию, Китай, Камчатку, Сахалин, острова Тихого океана. После экспедиции географы составили карты изученных мест, а также собрали материалы о народах разных стран.
Беллинсгаузен и Лазарев отправились в южные полярные моря. Но когда они увидели ледяной берег, то подумали, что это уже и есть материк. Но позже географы открыли остров Петра Первого и Антарктиду. Вокруг нее они совершили плавание на небольших кораблях, которые не были приспособлены к суровым условиям полярного круга.
Головкин исследовал Курильские острова и вместе со своими моряками попал в плен к японцам. Спустя три года, в 1814, они вернулись на родину с сообщениями и заметками о далекой стране. А его ученик Литке изучал Северный Ледовитый океан и берега Южной Америки.
Образование первой половины 19 столетия стало доступно практически всем слоям населения.
Возможность обучаться была и у женщин, хотя чаще всего они получали только необходимые для замужества знания и умения.