Одно из важнейших событий, произошедших в истории России и повлекших за собой массу изменений в развитии государства, привело к созданию отдельной религиозной системы. В 988 году состоялось Крещение Руси, кратко о последствиях которого можно узнать из различных исторических источников и художественной литературы. Активно развивающемуся христианству противостояли языческий и мусульманский мир, что не могло не отразиться и на политической обстановке.
Причины и предпосылки
Христианство было далеко не чуждой религией на территории Руси еще задолго до его официального принятия. Однако события 988 года сделали государство не только наиболее значимым и серьезным внешнеполитическим субъектом, но и на многие столетия вперед определили судьбу русского народа. Принятие веры стало неотъемлемым элементом самоопределения личности, а также наложило отпечаток на особый национальный характер.
Перед всеобщей христианизацией Русь успешно преодолела важнейший этап становления и развития. Образовавшись первоначально как племенной союз с едиными стратегическими и экономическими интересами, впоследствии государство ощутило потребность измениться из-за нехватки общего идеологического стержня. В ту эпоху им выступала религия, и конфессиональная принадлежность выражалась двояко.
На внутреннем уровне она служила культом, объединяющим население, а на внешнем позволяла стране являться субъектом международных отношений.
Многочисленные на то время племенные союзы и верования были не способны справиться с созданием одной религиозной системы, а язычество не объединяло, а разобщало.
Таким образом, главными причинами крещения, как важнейшего в истории Руси события, стали:
- потребность населения в установлении мировой религии, которая могла бы помочь наладить и укрепить важные торгово-экономические отношения с соседними государствами,
- желание приобщиться к объектам наследия мировой культуры,
- неудачные последствия языческой реформы (в 983 году была попытка преобразовать многобожие и определить идолов, которые не имели большого авторитета у населения),
- желание сделать государственные традиции преобладающими над общинными.
Киевский князь Владимир не относился к первым крещеным правителям. По некоторым источникам, после совершенного похода на Константинополь на это решились Аскольд и Дир в 60-х годах IX века. Для проведения этого обряда в Киев даже прибыл епископ по поручению патриарха. Он крестил многих приближенных к княжеской свите.
На официальном уровне первой приняла христианство Ольга. Многие историки утверждают, что случилось это еще в 957 году, когда она явилась в Константинополь, столицу Византии.
Положительное и отрицательное значение
Говоря о причинах и последствиях крещения Руси, историки рассматривают событие с разных точек зрения. Это позволяет объективно оценить итоги и результаты христианизации государства. Например, с одной стороны, это объединило все славянские земли, сплотило их благодаря единой духовной основе, однако с другой это привело к постоянным столкновениям с мусульманами и кочевниками:
- Османской империей,
- Золотой ордой,
- Крымским, Казанским, Астраханским ханствами.