В далёком прошлом китайцы имели религиозно-мифологическое мировоззрение. Оно значительно повлияло на развитие разных сфер и становление государства. Во многих литературных источниках можно узнать только кратко самое главное о философии Древнего Китая. Однако она имеет немало уникальных особенностей и направлений, о которых подробнее можно узнать в реферате.
Предыстория нового мировоззрения
Своими корнями древнекитайская философия уходит в глубокое прошлое. Её становление обусловлено разрушением традиционных отношений в обществе и ростом научных знаний. Это были главные предпосылки зарождения новой философии. Мировоззрение начало формироваться с VI века до н. э. Оно сильно повлияло на развитие культуры Китая, Японии, Вьетнама и Кореи. Эта предфилософия насчитывает больше 2500 лет. Продолжительный период древнекитайская цивилизация развивалась независимо от других государств. Поэтому она сильно отличается от других мировоззрений и имеет особенности, каковы присущи только ей.
Предфилософия Китая представляет переход от мифологии к самой философии. До VI века до н. э. люди верили, что всё в мире подчиняется Небу, которым управлял Шан-ди. Этому богу подчинялись духи и низшие божества. Древний народ представлял их в виде зверей, птиц и рыб. Волю богов народ узнавал с помощью гаданий и предзнаменований. Также люди древней цивилизации почитали мифических героев.
В течение периода VI—III вв. еков Древний Китай распадался на независимые образования, между которыми часто происходили войны. В это же время начали появляться философские школы, которым были характерны различные политические и этические убеждения. Тогда зародились понятия и идеи, ставшие традиционными для современной китайской философии.
С VI века до н. э. мыслители древнего государства пытались объяснить специфику своего представления о мире с помощью собственных наблюдений за природными явлениями. Например, в книге Ши-цзин не только утверждается о господстве Неба, но и объясняется закономерность движения космических тел. В этой работе новый культ связывают с судьбами цивилизаций и отдельных личностей. Кроме того, в книге подробно говорится о моральных ценностях.
Главные черты
Ещё с VII века китайские философы начали выдвигать новые идеи. Ши Бо объяснил понятие гармонии. Глава придворных летописцев Ши Мо верил в «парность всех вещей». Бо Янфу считал, что землетрясение, которое произошло в 780 году до н. э., было обусловлено нарушением связи между мужским и женским началами.
Со временем сформировались главные особенности древнекитайской религии:
- Культ предков. Древний народ верил, что умершие люди положительно влияют на судьбы живых. Китайцы считали, что покинувшие их родственники заботятся о них и помогают на жизненном пути.
- Взаимодействие мужского и женского начала. Если верить древнекитайской религии, при возникновении жизни во Вселенной царил хаос. Только после рождения духов Инь и Ян в мире всё упорядочилось и разделилось на небо и землю. Первой частью управляло мужское начало, а второй — женское.
- Холизм. В китайской философии мир и индивид рассматриваются как единое целое. Эти феномены не противостоят друг другу, а служат целостной структурой. В ней тело и дух находятся в гармоническом единстве.
- Интуитивность. Методики познания в древнекитайской философии сходны с интуицией. Чтобы понять единую целостность, человеку нужно полагаться на интуитивное прозрение.
- Символизм. Китайцы дополняли познание эстетическим ощущением и желанием к реализации морали на практике. Важным в этом комплексе считалось нравственное сознание. В качестве инструментов для размышлений применялись образы.
- Коллективизм. В предфилософии общественное начало преобладало над личностным.
- Традиционализм. Развитие формы познания опиралось на обычаи и традиции общества.
- Конформизм. Люди сразу приспосабливались к условиям и порядку в общественной среде.
Философия Конфуция учит любить и уважать предков. Взрослые сыновья должны заботиться о пожилых родителях. Справедливость считается залогом решения любых проблем. Также важным требованием конфуцианства выступает желание овладеть учением и следовать ему всю жизнь.
В деятельности человеку необходимо поддерживать баланс для достижения самосовершенствования. Индивид должен приспосабливаться к окружающей среде и одновременно подчиняться власти. Поскольку мало людей способно к самопожертвованию, Конфуций утверждал, что большую часть народа должны воспитывать правила. Однако мыслитель считал, что только разумные законы способны обеспечить стабильность в обществе.
Принципы даосизма
Другое популярное древнекитайское учение — даосизм. Это направление объясняет основы существования мира и поиск пути, по которому должен следовать человек. Основоположником этой философии был Лао-цзы.
Главные понятия даосизма:
- «Дао» — путь, по которому должны идти индивид и природа. Это понятие выступает законом, обеспечивающим существование мира. Также «дао» считается своеобразной субстанцией, от которой возникла Вселенная.
- «Дэ» — благодать, исходящая свыше. Считается энергией, которая помогла «дао» сформироваться в окружающий мир.
Лао-цзы считал, что Вселенная выступает источником гармонии. Любое живое существо на планете прекрасно лишь в своём естественном виде. В даосизме человек становится счастливым и свободным тогда, когда он откажется от материальных ценностей и научится жить в гармонии с природой.
Философское направление характеризуется следующими идеями:
- Все предметы и явления в мире взаимосвязаны.
- В природе постоянно происходит круговорот материи.
- Человек не может повлиять на порядок и законы мира.
- Люди должны во всём уступать друг другу.
- Человек сможет познать истину, когда избавится от желаний и страстей.
Лао-цзы считал лучшим правителем того, кто оставляет народ в покое. В то же время люди должны слушаться императора, поскольку властная особа способна общаться с богами и духами. Именно через правителя проходит энергия Вселенной.
Другие философские направления
Конфуцианство и даосизм сильно повлияли на мировоззрение древних китайцев. Однако богатство их культуры объясняется наличием черт из многих других философских течений.
Небольшой список иных известных направлений:
- Легизм. Основоположник этого учения — Гуань Чжун. Древнекитайский философ утверждал, что управлять человеком и народом возможно только с тотальным контролем. Только таким способом в личности можно подавить её тёмную сторону и направить на нужный путь развитие общества. Главная мысль легизма — порядок во всех сферах жизни.
- Моизм. Основателем учения был Мо-цзы. Великий мыслитель считал любовь основой жизни и равенства людей. Если говорить кратко, моизм характеризуется идеей долга и взаимной пользы. Человек должен стремиться помогать окружающим, а власти следует указывать народу, как себя вести и следовать традициям.
- Натурфилософия. Главным представителем этой школы был Цзоу Янь. Как и натурфилософы Индии и других стран, китайцы считали, что жить в гармонии с окружающим миром получится только с познанием сил природы. Астрономические наблюдения помогали китайцам не только правильно вести сельское хозяйство, но и узнать волю Неба. Главной натурфилософской концепцией выступает универсальность Инь-Ян и цикличность взаимодействия Пяти Элементов: Земли, Воды, Огня, Дерева и металла.
Влияние основных направлений философии на культуру Китая заметно даже сегодня. Несмотря на потерю и уничтожение большинства манускриптов, народ всё ещё помнит и соблюдает многие традиции древней цивилизации.