Поэма А. С. Пушкина «Полтава» знакомит читателя с Полтавской битвой. События, относящиеся к истории Российского государства, также нашли отражение в этом стихотворении.
Знакомство с характеристикой главных героев «Полтавы» необходимо для понимания основной идеи произведения. Все они непохожи друг на друга, а между отдельными из них на протяжении всего сюжета отмечается борьба.
Главные герои
И. С. Мазепа — ключевой герой произведения. Он никто иной, как украинский гетман. Пушкин характеризует его также, как «бодрого старика», к которому у дочери главного судьи Марии разгораются любовные чувства. В. Л. Кочубей — отец Марии, влюбленной в Мазепу, генеральный судья, заправляющий делами на Украине, казнен Мазепой за то, что перешел на сторону Петра. Любовь — супруга Кочубея. Прочие персонажи:
- Мария Кочубей — главная героиня поэмы, дочь судьи, влюбленная в гетмана. Известно, что в качестве прототипа героини автор выбрал образ Матрены — дочери В. Л. Кочубея.
- Петр Великий — российский государь.
- Карл XII — король Швеции.
Главный герой поэмы — гетман Иван Мазепа, т. к. все линии сюжета сходятся в одной точке, которой и является его образ.
Роль Мазепы в поэме
Мазепа никогда не показывает окружающим свои внутренние эмоции. Он уже достаточно стар и научен быть осторожным, хитрым и твердым в своих решениях. Он равнодушен ко всему, кроме власти. Его не беспокоит ни свобода, ни Отчизна. И даже когда он горячо клянется Марии в любви, это всего лишь ложные слова.
Однако, потеряв Марию, Мазепа в этот момент словно утратил и какую-то невидимую опору в своей судьбе, «источник» своего политического влияния. Парадокс еще и в том, что, победив Кочубея, он обрек себя на поражение перед Петром. Когда гетман впал в зависимость от русского государя, он перестал быть самостоятельным и стал зависеть от слабохарактерного Карла.
Автор выделил сцену, где Мазепа с Карлом с позором убегают с поля сражений и проезжают разоренное имение Кочубея. А в финале Мазепа встречает Марию, которая, став безумной, начала размышлять по-детски: «Я принимала тебя за другого/Тебя, старик». Идеального же мужа и властителя она обнаружила в Петре, с которым встретилась после Полтавской битвы.
Характеристика Марии
Мария Кочубей является главной героиней произведения. Ее прототипом выступила реальная девушка — дочь судьи Кочубея, которая сбежала с гетманом Мазепой вопреки воле родителей. Отличие образа героини от ее прототипа состоит в том, что настоящую девушку звали Матрена, а героиня получила имя Мария.
Если сравнить пушкинскую и байроновскую Марию, отличия станут очевидны — у Байрона героиня изображена стройной, свежей, с белой пышной грудью, достаточно уверенной в себе и горячей любовницей, а у Пушкина — это наивная и пылкая девушка, которая до последнего не знала о задумке возлюбленного.
Мария в пушкинской поэме наивна донельзя. Ее действия обусловлены исключительно одним чувством — любовью. Хронология основных событий в поэме с ее участием:
- Сначала она испытывает привязанность к родному отцу и хочет быть только с ним рядом.
- Ее затмевает любовь к мрачному и властному старику Мазепе, который к тому же являлся ее крестным.
- Поскольку ее родители были категорически против такого союза, Мария решается на бегство из родного дома, чтобы только быть рядом с любимым.
Пушкин «заставляет» героиню провести мирную ночь перед казнью отца. Мария романтична и наивна, такой образ очень «удобен» автору для построения сюжета. Мазепа смог порассуждать о любви и власти в одиночестве, когда та спала. Также автор сумел достичь эффекта внезапности, когда супруга Кочубея врывается в дом Мазепы и умоляет его помиловать приговоренного. Удобен образ наивной Марии и тем, что она за счет своего незнания и длительных размышлений упускает драгоценное время — когда дочь явилась на место казни, отец уже был мертв.
Мария снова бежит, но в этот раз — из дома Мазепы. Она теряет рассудок, когда, наконец, видит реальность произошедшего. Мария потеряла смысл жизни, который до этого находила в любви.
Российский государь Петр
Он наделен Пушкиным сильным характером, как и все остальные главные действующие лица поэмы. Исключением является только Карл. Его характер описан в «Медном всаднике». Император получает в поэме следующую характеристику:
- Для Петра не было неопределенности и неяркости чувств: если он был зол, то зол, а если весел, то весел.
- Есть и то, что отделяет Петра от других главных героев повести — им движет и его вдохновляет не месть и не жажда власти, как в случае с Кочубеем и Мазепой.
- Главная цель для него — строительство великого и сильного государства.
Петр совершил трагическую ошибку, когда принял решение сообщить о доносе Кочубея, что привело к его гибели. Однако это была именно ошибка, а не преднамеренное преступление. Этот факт не снизил величие образа Петра.
Жанр «Полтавы»
Делая анализ «Полтавы», можно определить ее жанр и как романтическую новеллу, и как героический эпос. Эта двойственность обусловила многофигурность композиции. Но при этом все линии сюжета сведены в образе Мазепы — главного героя поэмы.
После отказа отца Марии в свадьбе с Мазепой, девушка покидает родные стены и сбегает к любимому. В ответ на это ее родители затевают месть. Однако результатом доноса на Мазепу становится гибель самого Кочубея, так как гетман узнал о его планах. После казни отца Мария лишается рассудка.
Наряду с любовной интригой, явно прослеживаются политические моменты. Мазепа долго и осторожно ведет подготовку к политической измене Петру. Он организовывает тайные встречи со Швецией, Варшавой, Бахчисараем, но в конечном итоге терпит крах в Полтавском сражении. Мазепа является антагонистом Кочубея как герой новеллы (1 и 2 часть) и антагонистом Петра как герой эпоса (3 часть). Однако в обоих случаях Пушкин подчеркнул его энергичный, мстительный и властолюбивый характер.
Видение автора
А. С. Пушкин увидел необходимость в выстраивании параллельных описаний: он подробно охарактеризовал образ Мазепы и Петра перед боем, Мазепы после смерти Кочубея, Петра после победы в Полтавской битве. За счет таких параллельных описаний автор сумел продемонстрировать различие в представленных читателю образах.
Если один одержим властью и воспринимает ее как орудие насилия (Мазепа), то другой использует власть в качестве инструмента для общегосударственного творчества. Мощь Петра подчеркивает силу всей империи, его образ автор связывает с рождающимся светом. В то же время Мазепу Пушкин сравнивает со стихией ночи. И это свидетельствует об одном: Петр — идеальный герой исторического эпоса.
Таково описание стихотворение «Полтава» кратко для читательского дневника. В школе это произведение проходят в 7 классе.
Ученики на основе изученного пишут сочинение, в котором описывают, почему главные герои совершали те или иные поступки или мыслили соответствующим образом.