Бурное развитие промышленности негативно повлияло на климат планеты. Это привело к таким проявлениям, как глобальное потепление и разрушение озонового слоя Земли. Постепенно в индустриальном и постиндустриальном обществе назрела необходимость бороться с результатами жизнедеятельности человека и контролировать степень воздействия людей на окружающую среду.
В мире существуют различные соглашения по климату. Но одним из первых, заставивших человечество объединиться перед лицом глобального потепления на планете, был договор, принятый в городе Киото (Япония). Попробуем рассмотреть, что такое Киотский протокол и каковы перспективы реализации его основных положений.
Климатическая ситуация
Экологи утверждают, что климат планеты постепенно изменяется.
Об этом свидетельствуют такие явления, как:
- рост среднегодовой температуры воздуха, что вызывает таяние ледников и увеличение уровня вод Мирового океана,
- нарушение баланса природных систем, приводящее к изменению стандартного выпадения осадков и большому количеству катаклизмов (ураганы, засухи, наводнения).
Ученые предполагают, что именно сжигание большого количества горючих материалов приводит и к росту средней температуры, и к парниковому эффекту, и к изменению климата в целом. По наблюдениям, в 2000-2010 гг. выбросы в атмосферу вредных веществ достигли максимального уровня за последние 30 лет. Средняя температура на земле уже поднялась на 1,02 °С по сравнению с зафиксированной 200 лет назад.
Если государства не начнут серьезно относиться к экологическим процессам, средняя температура на планете в ближайшие 100 лет поднимется на 4°С. А тревожным знаком будет потепление на 2 °С — разрушение экосистемы Земли станет необратимым.
Основные положения
С целью регулирования парниковых выбросов в атмосферу было разработано международное соглашение по климату как дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН. Оно было принято в декабре 1997 года в городе Киото (Япония). Ратификация протокола привела к появлению Мирового рынка углеводородов, который занимается нормированием количества выбросов CO2 среди стран, подписавших данное соглашение.
Краткое содержание документа сводится к следующему: если государство-участник выделяет большее количество углекислого газа, чем определено его квотой, оно должно заплатить за превышение либо приобрести квоту у другой страны. Данное положение позволяет неиндустриальным странам зарабатывать деньги на развитие собственного производства и улучшение экологической обстановки.
Страны-участники
Ратифицировали договор практически все страны за исключением следующих:
- Афганистан,
- Ватикан,
- Андорра,
- Западная Сахара.
США участвовали в подписании договора, но не ратифицировали его, поскольку не посчитали нужным брать на себя какие-либо обязательства по его выполнению. Канада вышла из протокола в 2011 году.
Этапы реализации
Первый этап программы длился 5 лет — с 1 января 2008 по 31 декабря 2012 г. Основные положения протокола предусматривают сокращение выбросов 6 парниковых газов (диоксид углерода, оксид диазота, фторуглерод, фторуглеводород, метан, шестифтористая сера) примерно на 5,2 % к уровню 1990 года.
Развитые индустриальные страны взяли на себя основные обязательства, а именно:
- государства Евросоюза запланировали снижение выбросов на 8 %,
- США — на 7 %,
- Япония и Канада — на 6 %,
- Восточноевропейские и Прибалтийские государства — на 8 %,
- Россия и Украина обязались не увеличивать количество вредных выбросов.
Второй этап программы начался в 2013 году и продлится до 2020 года. Участвовать в нем изъявили желание страны Евросоюза, Монако, Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Австралия, Беларусь, Казахстан и Украина. Отказались Россия, Новая Зеландия, Канада и Япония.
Неравные условия
Согласно условиям протокола, разные страны оказываются в разных условиях. Преимущества появляются у тех государств, которые внедряют экологически чистые технологии. Страны с «грязными» производствами несут дополнительные расходы, но не всегда. Так, например, Россия и Бразилия даже с большим количеством неэкологичных производств способны покрывать их вредное воздействие за счет огромных лесных массивов.
Большинство же развивающихся стран имеет «грязные» технологии, но Киотский протокол не накладывает на них дополнительных обязательств. Правда, рано или поздно эти обязательства наступят, из-за чего некоторые страны (КНР, Индия) поспешили высказать критику положениям протокола.
Механизмы гибкости
Для участия в программе как можно большего числа государств в 2001 году был разработан, а в 2005 году утвержден комплекс мер лояльности и совместного осуществления взятых обязательств.
Основные его механизмы:
- Торговля квотами. Она позволяет государствам и отдельным предприятиям продавать и приобретать квоты по выделению парниковых газов на рынках различных уровней — национальном, региональном и международном.
- Проекты совместного взаимодействия. Они предполагают мероприятия по сокращению выбросов на территории одного государства, проводимые при финансировании другого государства.
Влияние на Россию
Подписание протокола Россией состоялось в марте 1999 года, но ратификация произошла лишь через 5 лет — в конце 2004 года. Такой долгий срок между двумя событиями был связан с получением особых условий по соглашению.
Дело в том, что для запуска договора необходима была его ратификация государствами, суммарная доля выбросов парниковых газов у которых составляет не менее 55 %. Начали процедуру европейские государства. Их доля выбросов составила 26,9 %. К ним присоединилась Япония с 8,5 %. США, имевшие на тот момент 36,1 % от мировых выбросов парниковых газов, отказались от ратификации.
В этой ситуации ключевая позиция оставалась за Россией, имевшей долю 17,4 %. Оставшиеся 5 % можно было бы добрать с помощью государств, стремящихся войти в ЕС. Обладая таким преимуществом, Россия сумела добиться привилегий в виде сохранения выбросов на уровне 1990 года.
До и после ратификации в правительстве и научной сфере РФ не прекращались дискуссии о необходимости участия страны в данной программе. В 1990-е гг., в период кризиса, Россия естественным образом на 1/3 снизила количество выбросов парниковых газов, сократив производство. Но в 2000-е гг. начался бурный рост промышленности — количество выбросов стало возрастать.
Для сохранения уровня загрязнения атмосферы и улучшения ее качества необходимо было понизить энергоемкость ВВП или идти на такие непопулярные меры, как:
- сокращать производство,
- покупать дополнительные квоты.
Сторонники протокола считали, что России необходимо активно модернизировать экономику, вводя «чистые» технологии в производство и привлекая для этого инвестиционные средства. Противники протокола предполагали, что государству не удастся одновременно увеличивать производство и менять его энергоемкость. Тем более, что основной доход страна получала от добычи и экспорта углеводородов.
За первый год действия протокола механизмы программы так и не были запущены на территории России. Оснащения производств более экологичным оборудованием так и не произошло, внутренний рынок по операциям с квотами на выбросы газов создан не был. Проблемы с реализацией Киотского соглашения объяснили отсутствием документации по единому реестру парниковых выбросов. Как итог — в 2012 году, после окончания 1 этапа действия протокола, Россия вышла из числа участников данной экологической программы, но приняла участие в новой — Парижском соглашении.
Критика
Второй этап реализации Киотского протокола предусматривал ужесточение обязательств и изменение некоторых его условий, что вызвало резкую критику со стороны многих государств. Согласно новым положениям, все страны-участницы к 2014 году должны продемонстрировать результаты выполнения прогнозных показателей и предложить план их увеличения.
Для некоторых стран было сокращено накопление «горячего воздуха» и уменьшены маневры по продаже своих квот иным государствам. В результате страны Восточной Европы выступили с резкой критикой новых положений, а другие страны заявили о политическом решении — отказаться от покупки «горячего воздуха».
Будущее Киотского протокола
В декабре 2015 года в Париже было подписано новое соглашение по климату. Его приняли 196 стран в результате 21-й конференции Сторон конвенции ООН. Задача Парижского соглашения — заменить Киотский протокол после 2020 года, а основная цель — значительно снизить выбросы «горячего воздуха» в атмосферу. Эта мера должна препятствовать повышению общемировой температуры более чем на 2 °С по сравнению с наблюдаемой в XIX веке.
Судьба Киотского соглашения показала, что исполнение его во многом зависит от промышленных гигантов. Без них любая экологическая договоренность будет малоэффективной.
Видео
В данном видео рассказывается о перспективах Киотского протокола.