Одержимость – Антропологическая Владение

Одержимость, изучаемая на примере первичных культов и их существующих в настоящее время реликвий, является пограничным феноменом: с одной стороны, это остаток первоначального (харизматического, строго личного) внутреннего опыта, с другой – это пример прогрессивного процесса институционализации этого первоначально личного опыта и введения его в рамки культа . Этот факт объясняет двойственную природу этого явления, которое, с одной стороны, как неконтролируемое состояние, может превратиться в феномен на границе психопатологии, с другой – это форма первичной психотерапии . Этот факт также объясняет недоверие, с которым религиозные институты относятся к этому основному опыту – недоверие, обычно встречающееся на границе между харизмой и доктриной .

В отличие от западной цивилизации , относительно немногие общества в мире отождествляют одержимость с безумием или другим психическим заболеванием. Это также явление, универсальность которого подвержена значительной географической изменчивости. Исследования, проведенные в городских районах Шри-Ланки, показывают, что число случаев там колеблется около 0,5% и является социально маргинальным явлением. В городе Хофият в Северном Судане 47% замужних женщин старше 15 лет были признаны одержимыми. Женатые женщины в возрасте от 35 до 55 лет подвергались порабощению призраком или демоном в 66 случаях из 100.

Характерно, что явление одержимости происходит главным образом в религиях социально обездоленных групп (в случае афро-американских культов – рабов, привезенных из Африки в Бразилию). Эти религии – потому что они существуют на окраине доминирующих религий – называются «периферийными». В этих культурах, где традиционно доминируют мужчины, жертвами одержимости являются в основном те, кто живет на периферии: рабы и женщины, например. В Иране и Пакистане государству владения, которому подчиняются женщины, состоящие в браке в возрасте до 16 лет, присвоено конкретное название – джиннати. В Меланезии , где женщины не могут участвовать в основных религиозных обрядах, благодаря своему владению они могут ходатайствовать за больных или предсказывать будущее. Бывает, что жертва, которая недовольна равнодушным или жестоким мужчиной, может быть одержима призраком, который требует новой одежды, публичных выступлений или взаимодействия с другими женщинами. Она также может обидеть мужа, не беспокоясь о последствиях. Важно отметить, что владение является публичным событием, и культурные нормы могут заставить мужа пойти на уступки, независимо от его личного отношения к событию. Считается (и это интерпретация феномена, относящегося к социологии религии), что таким образом эти обездоленные группы пытаются ослабить накопившуюся в них агрессию : посещение божеством служит, следовательно, для повышения самооценки, действует как «предохранительный клапан». Владение также помогает в этом случае справляться с жизненными обязанностями или обстоятельствами, которые ощущаются слишком сильно: бремя ответственности переносится на какой-то другой фактор, независимый от личности: бог, демон, третье лицо.

С культурной точки зрения, непостижимые для белого населения, которые считаются герметичными культами владения, также способствовали поддержанию культурной самобытности групп, которые они культивировали. В дополнение к тому факту, что они выступали за сохранение своей собственной религии, обрядов коренных народов и т.д. Они также – путем различия – помогли определить себя в отношении доминирующих культурных практик. Характерно, что то же самое можно сказать о явлениях одержимости в европейской христианской культуре: здесь жертвами одержимости были также в основном женщины (отсюда явление исторического массового подтверждения женского колдовства и, как следствие, охота на ведьм ; современные явления относятся к этому историческому явлению). феминистские движения, рассматривая их как один из важных элементов их легенды основания).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: