Невежество — ключевая буддийская концепция. Наряду с окрашиванием, это источник существования страдания ( дуккха ) в буддизме. Это первое и фундаментальное звено среди двенадцати звеньев зависимого возникновения .
Санскритское слово «авидья» является отрицанием значения «видья», что означает противоположность. «Видья» означает «видеть», «проницательность». Точно так же с тибетским словом marigpa (Wylie. Ma rigpa). Смысл этих слов можно перевести как противоположность знания, отсутствие понимания. Польский термин «невежество» не полностью отражает это. Более правильный перевод — «невежество».
Невежество — это отсутствие понимания состояния сиунджаты , выходящего за рамки концептуального присутствия природы реальности и разума, состояния за пределами всего дуалистического присутствия и рассеивания (субъект-объект дуализма), также переводимого как непросветление (из английского непросветления). Кроме того, существуют также загрязнения , которые являются более или менее тонкими концептуальными состояниями, которые должны быть устранены архатом, чтобы осуществить освобождение от страдания ( дуккха ). Эта точка зрения соответствует хинаяне . Однако полное устранение всего негатива и ошибок связано с устранением более тонких препятствий, а именно темноты от Неведения. В результате достигаются три тела Будды . В соответствии с учением Махаяны омрачение от невежества (также известного как омрачение всеведению) снимается только тогда, когда Совершенное Просветление ( Санскритская Ануттара Самджак Самбодхи) реализуется в результате практики бодхисаттвы . Тьма от Неведения, а также концептуальное окрашивание — это лишь занавески, «покрывающие» безусловную природу будды , которой обладает каждое живое существо. Невежество, непросветление, которое включает в себя самое тонкое затемнение, нельзя спутать с так называемым глупость или глупость, или грубое окрашивание запутанного концептуального состояния.
Невежество комментируется в работах учений Мадхьямака и Йогачар. Дзю Мипхам (1846-1912), комментируя один из главных трактатов йогачара о природе Будды Майтреи, перечисляет все факторы устранения невежества:
что проявляется как неконцептуальная чувственная способность проявлять и воспринимать дуализм
процесс формулирования рационального ума, который концептуален, во-первых, приводит к предположению, что то, что проявляет себя как дуализм, на самом деле таков, во-вторых, формулировка термина (концепции), то есть внутренний процесс концептуализации разума воспринимаемого и воспринимаемого дуализма
внутренние органы чувств, такие как глаз, ухо и т. д.
внешние объекты (органы чувств)
сенсорные способности, такие как слуховое зрение и т. д.
проявления окружающего мира переживаются вместе
потому что всего этого нет (во время полного просвещения), свобода от восприятия дуализма и восприятия «одного вкуса» (за пределами всех ориентиров).
Невежество определяется как неведение Четырех Благородных Истин. Невежество занимает первое место в формуле зависимого происхождения, потому что оно является основой всей деятельности по укреплению жизни, всех страданий. Невежество Будды Сутта, Авиджа Сутта, идентифицирует ее как лидера всех злодеяний и мудрости прозрения как лидера в достижении всех умелых качеств. В тхераваде мудрость прозрения относится к осознанию анатты или несущества всех явлений как лишенных «я» и всего, что принадлежит «я».
Тибетский буддизм приравнивает состояние невежества к достижению состояния «объединения Прозрачного Света с Иллюзорным Телом» высшей йога-тантры даже во время жизни или после естественного процесса смерти. Высшие йога-тантры — это особые методы, которые позволяют практикующим находиться в состоянии ума, называемом « Прозрачный свет », во время медитации и во время сна. Тогда это состояние, когда все тонкие ветры (санскритская прана) его тела растворяются во время фазы дзокрима и состояние, из которого впоследствии формируется Иллюзорное тело