Мифология: Эмоциональная интерпретация

Эмоциональная интерпретация, инициированная эпикурейцами , подчеркивает не познавательную, а эмоциональную функцию мифов. Ученые, которые являются представителями этой области, считают, что мифы являются ответом на такие явления, как страх смерти, страдания, желание и т.д.

Самым известным представителем этого направления был румынский религиозный ученый Мирча Элиаде . По его мнению, мифология – это совокупность ответов на экзистенциальные проблемы человека, связанные с течением времени, смыслом жизни и смерти и разнообразием мира. Это создает личные модели и модели человеческого поведения. Появление подобных мифов независимо друг от друга, в разных областях и в разных культурах, было объяснено Элиаде архетипическим происхождением мифологии. В своем исследовании он основал теорию швейцарского психолога Карла Густава Юнга и утверждал, что мифология принадлежит коллективному бессознательному человечества и является проекцией архетипов трансцендентности.

Элиаде объяснил важность мифологии, в частности, на примере полового акта и питания. Для современного человека, воспитанного в современной науке, это всего лишь физиологическая деятельность. Человек, воспитанный в мифологии, рассматривает эти действия как своего рода церемонию, посредством которой он вступает в контакт с силой, представленной сверхъестественными существами. Как утверждал Элиаде, благодаря мифологическим историям эти элементарные действия становятся обрядом, посредством которого человек приближается к реальности, входит в сферу бытия и освобождает себя (лишенный содержания и смысла) от автоматизма превращения в «светское», ничто.

Поэтому для сторонников интерпретации Элиаде мифология – это «священная история», которую необходимо запомнить и рассказать, чтобы придать смысл всему миру и вашей собственной жизни. Человек, рассказывая мифы, приближается к богам и имеет свою долю как в их святости, так и в их ответственности за судьбу вселенной. Другими словами, хотя человек является продуктом человеческой истории, в культурном смысле он является продуктом «святой истории», рассказанной через мифологию данного сообщества. А поскольку «священная история» рассказывает о деяниях божеств и других сверхъестественных существ, то, по мнению сторонников эмоциональной интерпретации, мифология также является социальной моделью, с помощью которой человек устанавливает свою собственную модель. Мифология является не только реакцией на человеческий опыт, но также создает модели человеческого поведения. Как утверждал Элиаде, рассказывая мифы, это верное повторение божественных образцов приводит к двойному результату: с одной стороны, человек, подражая богам, остается в сфере священного, то есть в действительности; с другой стороны, мир освящается постоянно возобновляющими образцовые божественные жесты.

Концепция Элиаде была разработана и изменена немецким историком идей Гансом Блюменбергом . По его словам и его последователям, сохраняющаяся актуальность мифологии связана не с ответом на экзистенциальные проблемы, а с тем фактом, что мифология лишь озвучивает такие проблемы, оставляя их без ответа. Согласно Блюменбергу: мифы не отвечают на любой вопрос, они просто делают невозможным его задать, потому что миф не в том, чтобы отвечать на вопрос, а в том, чтобы придумывать истории, прежде чем вопрос станет срочным и, таким образом, не станет срочным . Другими словами, согласно Блюменбергу, мифология снимает страх перед непостижимым и безразличным миром, сводя на нет вопросы, задаваемые наукой. Таким образом, мифология является противоположностью науки, а также философии или теологии, потому что посредством своих историй она эффективно привносит в мир порядок и значение, чего не могут достичь даже самые развитые и проверяемые научные теории

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: