Будда Шакьямуни не оставлял никаких прямых сообщений. Он передал все свои знания своим ученикам, которые после его смерти записали их. Однако история буддизма также основана на устном общении .
Во время своего 45-летнего обучения Будда прошел через северную Индию . Во-первых, он в основном преподавал учения Тхеравады, которые служили освобождению от его страданий. Именно на них основаны учения Великого Пути , которые подчеркивают важность мудрости и сострадания, которые, в свою очередь, позволяют вам помогать не только себе, но и другим. Наконец, Будда учил учению Ваджраяны распознавать природу ума .
Буддизм тхеравады распространился через сто лет после Будды в Иран и Среднюю Азию . В первом веке нашей эры учения Великого Пути достигли северной Индии, и там, между пятым и восьмым веками, наступил период их расцвета. В то же время основы Алмазного пути уже были известны в Тибете .
В течение одиннадцатого и двенадцатого веков буддизм тхеравады (так называемый южный буддизм) обосновался в странах Юго-Восточной Азии : Шри-Ланке , Таиланде , Бирме , частично во Вьетнаме , Индонезии , а также в Камбодже , Лаосе и Бали . Напротив, буддизм махаяны и ваджраяны (так называемый северный буддизм) укрепился в Центральной и Восточной Азии , то есть в Китае , Японии , некоторых районах Вьетнама, Кореи и Тибета , а также с начала 16-го века также в Монголии .
Как это ни парадоксально , буддизм начал исчезать в стране своего происхождения — в Индии. На рубеже первого и второго тысячелетия исламские агрессоры начали завоевание Индии. К 1100 году буддизм был полностью разрушен в Кашмире . Учителя и практикующие бежали на Среднеиндийскую равнину или через горы в Тибет. 100 лет спустя мусульмане захватили всю страну. В последний период буддизма в Индии буддийские учителя сосредоточились на передаче учений в страны, которые открылись для них. Благодаря этому, буддийские учения выжили, несмотря на опустошение Индии. Книги, сожженные мусульманами, уже переведены на другие языки, и им уже знакомы далекие азиаты .
Буддизм оказал большое влияние на культуру стран, которые приняли его в то время, например, древнюю Индию, Японию , Тибет или Китай . На протяжении веков буддийский университет Наланды стал центром интеллектуальной жизни в Индии. Путешествующие купцы принесли буддийские учения в другие страны. Любопытные люди пригласили буддистов из Индии , и они научили людей новой религии там . Иногда новые учения поддерживали великие цари , такие как Ашока в Индии, Трисонг Децен в Тибете или даже китайские императоры . Другим важным фактором, повлиявшим на распространение буддийских учений за пределами Индии, была кодификация буддийских писаний, которая легла в основу изучения буддийской философии и также способствовала дальнейшему распространению учений.
Уже в 19 веке британские , русские , немецкие и французские ученые занимались буддийскими текстами. Начиная с академических интересов, некоторые европейцы в конечном итоге изменили религию на буддизм. Так возникли первые буддийские общины в Европе. В 20 веке начался новый период в истории буддизма: встреча с Западом . Это усилилось с изгнанием китайских лам из Тибета. С прорывом в западном мышлении в шестидесятые годы начался поиск смысла и содержания жизни, и глубокие буддийские учения ответили и на многие вопросы нашей культуры. За это время тысячи людей на Западе начали практиковать буддизм и присоединяться к буддийским общинам.
Между тем, интерес к буддизму в Азии уменьшается. После вторжения Китая в Тибет в 1950-х и 1960-х годах тибетская культура была почти полностью разрушена. В 21-м веке наибольшая духовная открытость буддийским учениям имеет место главным образом в западной части мира.