Библейская мифология: Спор о понятии “библейская мифология”

В современной науке существуют разные мнения о том, содержит ли Библия мифы и можно ли использовать термин библейская мифология . Основная ось спора – между некоторыми богословами и библейстами, которые считают, что Библия – это история спасения, и недопустимо относить ее текст к категории мифов, и некоторыми литературоведами, которые утверждают, что Библия – это не только священный, но и литературный текст. следовательно, истории, которые он содержит, могут рассматриваться как мифы и, следовательно, анализироваться. Спор, однако, не только между теологией и теорией литературы. Эта проблема разделяет богословов и библистов, а также литературоведов и религиоведов.

Положение сторонников библейской мифологии

Среди ученых, которые допускают возможность анализа Писания в мифологических терминах, нет единого мнения относительно того, какие элементы Библии следует считать мифологическими. До восемнадцатого века считалось, что это была почти полностью запись исторических фактов, сообщенных в свидетельствах очевидцев. Только ученые Просвещения сформулировали утверждение, что Библия – это собрание еврейских мифов, аналогичное мифологии других общин .

В 20-м веке преобладало мнение, что в тексте Священного Писания историческая правда смешивалась с мифологией. Создателем этой диссертации был немецкий богослов Рудольф Бультманн. В монографии Neues Testament und Mythologie он выдвинул постулат «демифологизации» Библии. По его мнению, анализ библейских историй должен привести к рациональному объяснению содержащихся в них мифов, таких как, например, чудодейственные истории, и отделению их от исторической правды.

Бультман и его последователи пытались восстановить первоначальную еврейскую мифологию, отделяя мифы от легенд и исторических источников, содержащихся в Библии. Они включили в мифологические истории о сотворении мира Адама и Еву , Каина и Авеля , Потоп , Вавилонскую башню , Содом и Гоморру , Иова , Мессию или конец света. По их мнению, библейская мифология стала основой доктрины иудаизма , а затем христианства и ислама.

Литературные ученые выдвинули много возражений против интерпретации бультмановских историй Бультмана. Все эти оговорки были собраны и обобщены Нортропом Фраем в монографии Великого Кодекса. Библия и литература утверждали, что в Библии и история, и легенды , мифология и истины веры были неразрывно объединены в единый литературный текст. Из литературного анализа Священного Писания Фрай пришел к выводу, что все библейские истории – независимо от того, передают ли они исторические факты, легенды или мифологию – запутаны и образуют единую парадигму, содержащую историю о происхождении человека, его падении и спасении.

По словам Фрая, мифы, которые вплетены в библейские истории, были написаны не для того, чтобы их получатели безоговорочно верили в подлинность описанных в них событий, а потому, что они формулируют универсальное послание, соответствующее парадигме всей Библии. Следовательно, библейская мифология специфична, несопоставима с другими мифологиями. Исходя из этого, Фрай сформулировал тезис, согласно которому цель библейской мифологии – как писатели или писатели, которые ее написали – понимала не в том, чтобы описать конкретные ситуации, а в том, чтобы описать их таким образом, чтобы их истинное значение не ограничивалось только этими ситуациями. Следовательно, невозможно реконструировать гипотетическую, первичную еврейскую мифологию, потому что библейская мифология, по словам Фрая, находится внутри литературной структуры Библии, а не за ее пределами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: