Образ жизни этого героя произведения типичен для человека его социального статуса. Он вместе с братом Андрием рос в семье богатого казака. Они с самого детства были частыми гостями на Запорожье и нередко принимали участие в битвах со всем казачьим войском. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» являлась для его отца переломным моментом.
История написания
Идея написания повести «Тарас Бульба» возникла у Николая Гоголя в 1830 г. На создание произведения автор потратил 10 лет, но до логического окончания, как считают критики, оно так и не дошло.
Непосредственно писатель был очень недоволен опубликованным текстом, он считал поправки нелогичными. Эта книга переписывалась Гоголем 8 раз, но он так ее и не одобрил. Хоть, невзирая на это, повесть впервые была издана в 1835 г., но затем автор ее полностью переписал. И в 1842 г. в очередном сборнике Гоголя читатели могли увидеть обновленный вариант этого текста, который впоследствии также несколько раз переделывался.
Если определенные переделки читатели иногда не замечали, то самое большое изменение не заметить было невозможно. Это увеличение повести с 9 изначальных частей до 12 в конечном варианте.
Три смерти в произведении «Тарас Бульба»:
- Остап героически погибает на казни.
- Андрея убил свой же батька за измену родине.
- Тарас Бульба умер на костре в плену у поляков.
Жизненный путь
Ко времени повествования Тарас — уже старый опытный козарлюга. Мать являлась типичной женщиной — была добросердечной, имела мягкий характер. Постоянное отсутствие мужа являлось причиной того, что она нередко выполняла мужские обязанности, это тоже в определенной степени повлияло на ее мировосприятие.
Остап был образован — он начал учиться в Киевской Академии уже в 12 лет. Это обусловлено не его желанием к обучению, а традициями. В те времена все богатые люди отправляли сыновей учиться. Писатель в сочинении саркастично отмечает, что это требовалось для того, чтобы «в дальнейшем позабыть науку по ненадобности».
Когда сыну исполнилось 22 года, Тарас решил взять детей на Сечь. Подождав их возвращения из Киева, он реализует это желание. Ему хотелось, чтобы они были настолько же умелыми и храбрыми казаками, как и он сам.
Доехав до Сечи, Тарас встретил своих друзей, а после с сыновьями присоединился к военному походу. Остап храбро воюет, но судьба к нему неблагосклонна — поляки его взяли в плен. Все старания Тараса вызволить сына были безуспешны — Остапу было суждено публично погибнуть на казни.
Описание внешности
Сделать анализ внешности Остапа не просто, так как она вначале меняется практически в каждом эпизоде, это обусловлено его пребыванием на Сечи. Если кратко рассматривать внешность до приезда к запорожцам, то нужно выделить, что он был высокий и имел крепкое сложение тела. На лице оставались черты молодости: «На лице был чуть заметный пушок». Он носил «оселедец», который обычно развевался мягкими кудрями, что особо подчеркивает его юный возраст.
После прибытия на Запорожскую Сечь внешний образ Остапа сильно изменяется — на его лице больше нет детской мягкости и добродушия. Юноша стал похож на взрослого мужчину — на лице отпечатался след грозности и строгости.
Благодаря складу ума и особенностям характера он быстро завоевал авторитет и был назначен куренным атаманом. Нужно сказать, что молодой человек не раз оправдывал доверие, хорошо справлялся с обязанностями и всегда держал свое слово.
Характеристика персонажа
Остап являлся одним из худших учеников в академии, но стал лучшим воином — это выражалось как в физической, так и в моральной силе.
Он был очень горд и упрям. Особо это прослеживается в нескольких отрывках произведения:
- Если при обучении в академии он, провинившись, мог избежать физического наказания просто извинившись, то юноша никогда не использовал эту возможность — быть так наказанным ему казалось не таким позорным, как прилюдно извиняться.
- Также гордость можно последить в его манере перед смертью — когда казаки встали на помост, в их внешности было волнение, однако эти чувства не являлись причиной унижения их чести и оттеснения гордости.
Но первое время, проведенное на Сечи, не являлось поводом для гордости. Пьянство постепенно затянуло молодого юношу, но чувство патриотизма и понимание возможности поменять к лучшему жизнь людей возвращают его на путь истинный.
Отец своих детей никогда сильно не баловал, потому юноша привык довольствоваться малым, он не был избалован комфортом и богатством.
Другой особенностью Остапа был громкий храп — заснув в степи, он храпит так, что даже можно услышать как трава шевелится.
Его образ может показаться надменно грубым и суровым, но это не так: у юноши присутствуют и черты, позволяющие смягчить первое мнение о нем — по своей природе это добродушный и простой человек, но увидеть это может не каждый. Кажется, что он стесняется этого либо считает такие чувства недостойными воина, поэтому не показывает их остальным.
Значение образования
Тема образования для Остапа была неинтересна, он никогда не чувствовал тяги к познаниям — он являлся одним из тех учеников, которые пытались сделать жизнь учителей очень сложной. Юноша все время пропускал уроки без причины либо срывал занятия, не раз зарывал учебники.
Когда случилось так, что его ужасное поведение дошло до своего апогея, Тарас нашел отличное решение исправить ситуацию — если отношение к учебе у Остапа не поменяется, то отец пошлет его в монастырь. Поскольку такая перспектива не привлекала юношу, он начал обучение и добился хороших успехов — через время он становится лучшим студентом. Но тяги к познаниям у него не добавилось — мотивация и нежелание быть отправленным в монастырь смогли оказать более значительное влияние.
Общение с родными
Писатель не рассказывает в подробностях о взаимоотношениях Остапа с родными. Общая картина проявляется лишь в определенных ситуациях и в коротких разговорах.
В течение всего повествования этот образ сравнивается с его братом — Андрием. В отличие от него Остап выглядит совершенно несентиментальным и не таким экспансивным. С учетом этих особенностей у него неоднозначные взаимоотношения с матерью. Ей сложно отпустить сыновей. Так проявление нежности находится в основе ее общения с детьми. Остап прекрасно понимает чувства матери, однако это общение и тяготит его. Он пытается избавить себя от нежности и просто терпит мать, чтобы не задеть ее чувства.
С отцом у него сложились нормальные отношения — они близки по духу и жизненным идеям. Между ними нет откровенных диалогов, но антиэмоциональность помогает создать хорошие взаимоотношения. Для Остапа всегда будет самым близким человеком только его отец — Тарас Бульба. Казнь Остапа ярко свидетельствует об этом — перед тем как произойдет его смерть, он громко зовет отца.
Также у него хорошее взаимопонимание с братом Андрием. Небольшая разница в возрасте дала возможность им активно общаться друг с другом, невзирая на значительные отличия в характере. Между ними нет доверительных взаимоотношений, но они не чувствуют скованности во время разговоров.
Казнь Остапа
Тараса Бульбу ранят в бою, и он тяжко болеет. У него получилось выздороветь лишь после долгого лечения. И в этот момент он узнает, что Остап в плену у поляков, и его скоро казнят. Он с помощью еврея, которого однажды спас от убийства, отправляется в Варшаву, чтобы попробовать вызволить сына. Он дает взятку стражнику, чтобы повидаться с сыном, но охранник обманывает его. У него не получается даже повидаться с Остапом.
Больше Тарас ничего не может предпринять. Но он хочет хоть раз еще посмотреть на сына и отправляется на площадь, где должна произойти казнь казаков. Он видит, что Остап и тут не потерял чести воина и выдерживает все пытки без мольбы и криков. И лишь перед смертью он начинает громко звать отца. Тот откликнулся ему, но стражникам, которые только это и ожидали, не удается Тараса арестовать.
Он уезжает из города, чтобы совершить страшную месть за Остапа.
Смерть Тараса
Бульбой после гибели сына овладели самые печальные чувства. Личная трагедия Тараса, связанная со смертью Остапа, не позволила ему здраво мыслить и оценить текущие события. При этом его сердце переполнено жалостью ко второму сыну Андрию — юноша предал и веру православную, и Родину, и батька, и простить Тарас его не смог, он убивает своего сына.
Он стал безрассудным, постоянно рискует собственной жизнью, не соблюдает приказы, нацеленные на мир с поляками. В его душе Остап остается доблестным и преданным воином, он уверен, что у его сына было огромное будущее. После подписания мира с поляками Тарас создает собственную группу и разрушает деревни. Эти действия не могли продолжаться все время, и его берут в плен. Казнь Тараса Бульбы состоялась на костре, однако и в последние мгновения жизни он был верен чувству долга — он подсказывает отряду путь к отступлению.
Анализ смерти всех героев в произведении позволяет утверждать, что эти сцены очень важны для представления смысла всего повествования. Не нужно забывать, что писатель отобразил идеализированное понимание о прошлом, определенный исторический миф. Смерть Остапа Бульбы воспринимается как гибель храброй, светлой и свободной души всего казачества, а также всех украинских людей.