Сказочная история про скромную девушку, которая оказалась настоящей принцессой рассказывается в одном из небольших произведений Ганса Христиана Андерсена. На уроках литературы школьники изучают эту сказку и анализируют. Считается, что это произведение самое короткое, поэтичное и популярное, поэтому следует ребятам предложить записать сказку «Принцесса на горошине» в читательский дневник, чтобы потом использовать для пересказа и написания сочинения.
История создания
В сказочном сочинении Андерсена так много забавных деталей, что его содержание всегда нравится детям, поэтому при изучении следует не только говорить, как создавалось произведение, но и обязательно остановиться на том, чему же учит сказка «Принцесса на горошине».
Известно, что сказка была написана автором в 1835 году. Но литературные критики Дании не приняли её, осудив Андерсена за его легкомысленное произведение, в котором был не только простой язык народа, но и отсутствовала мораль. Один из критиков даже советовал автору больше не тратить своё время на написание сказок для детей, так как в ней не было никакой мысли и логики. Но после этого отзыва известный писатель создал более 170 сказочных историй.
Характеристика героев
Автор «Принцессы на горошине» так задумал своё произведение, что имён у персонажей нет. К тому же героев по сюжету немного:
- принц,
- король,
- королева,
- принцесса.
Художественные особенности
Особое место занимает горошина из сказки «Принцесса на горошине». Именно она смогла подтвердить правду, рассказанную незнакомкой, которая была бедно одета, голодна и до ниточки вымокшей.
Несмотря на то что девушка многое пережила, она не утратила своей внутренней красоты. Она по-прежнему остаётся доброй и терпеливой, умеет сострадать и стойко выносить все удары судьбы. Её душа прекрасна. Горошина в этой сказке является метафорой, так как истинное душевное благородство невозможно получить по рождению, а можно лишь только доказать поступками, поэтому в конце произведения она и получает самую лучшую награду — семейное счастье с прекрасным мужем.
Андерсен показывает, что горошина позволяет проверить чувственность и эмоциональность, которые как раз и помогают понять, насколько человек отзывчивый и внимательный к деталям и мелочам.
Пересказ для читательского дневника
В классе со школьниками можно не только делать анализ этого известного произведения, но и предложить ребятам создать свой рисунок. Это могут быть герои сказки либо иллюстрация к понравившемуся эпизоду. Можно в читательский дневник записать краткий пересказ или план. Он помог бы более точно передать основное содержание сказочного сочинения. План может выглядеть так:
- Принц собирается жениться.
- Поиски невесты оказались неудачными.
- Юноша страдает, что не может найти настоящую принцессу.
- Сильная гроза.
- Вымокшая девушка.
- Горошина для принцессы.
- Плохой сон.
- Успешная проверка.
- Долгожданная свадьба.
Если необходимо, можно в читательский дневник записать и понравившийся эпизод. Так, это может быть небольшой рассказ, как проходила испытания принцесса. Ей под огромное количество перин и пуховиков положили горошину. И, кажется, что её просто невозможно было почувствовать, так как она была очень маленькая. Но девушка плохо из-за горошины спала, так как она давила героине бока. Это и доказало, что принцесса всё-таки настоящая.
Образец сочинения
Сказки Андерсена знакомы мне с раннего детства, и всегда восхищали тем, что так интересно описывали самые обычные вещи. Но особенно выделяется из всех невероятно прекрасное волшебное произведение про принцессу, принца и горошину.
Главный герой — прекрасный юноша, который у меня не вызывает отрицательных эмоций. Он прекрасен и честно говорит о своём желании непросто жениться, а на благородной девушке. Но вот только не может такую найти, ведь ни одну из избранниц он так и не смог полюбить.
Зато ненастье всегда наступает неожиданно, и, как оказывается, не всегда это к несчастью. Вот и в сказке Андерсена в дом к грустному принцу постучалась прекрасная девушка, которая внешне не была похожа на принцессу, но утверждала, что относится к благородному и знатному роду. И хорошо, что родители у принца такие мудрые и хорошие люди. Они не выгнали её на улицу, ведь ей нужна была помощь. Но всё-таки решили устроить небольшую проверку, чтобы проверить правдивость слов девушки.
Сказка заканчивается хорошо и показывает всем, что никогда не стоит отчаиваться, а следует надеяться на лучшее. Такие литературные примеры помогают лучше понять жизнь и научиться поступать правильно.
Анализ произведения
Если человек благородный, это невозможно скрыть. И даже попав под дождь, вся несчастная, принцесса выглядит не очень привлекательно, но при этом всё равно остаётся прекрасной и благородной, душевной и искренней. Смог это увидеть и принц, который так долго искал её. Сказка показывает, что внешность в человеке не самое главное, ведь истинные душевные качества всё равно в нём проявятся и тогда можно будет понять, насколько он хорош или плох.
Писатель Андерсен показывает, что любой человек может оказаться в сложной ситуации, когда ему потребуется помощь, поэтому нужно быть отзывчивыми и доброжелательными. И в этом заключена главная мысль всего произведения. Часто люди в простой одежде оказываются и воспитанными, и благородными, и душевными. А нарядные одежды могут скрывать и подлого человека, у которого будет чёрствая душа и сердце, и который легко пройдёт мимо чужой беды, не оказав даже посильной помощи.
Отзывы читателей
Мне жалко было в начале принца, но он всё равно стал счастливым!
Оля, 12 лет
Мне принцесса очень понравилась! Я пробовала класть горошину, но, увы, ничего не почувствовала.
Настя, 11 лет
А мне родители принца понравились! Они очень добрые и хорошие!
Костя, 10 лет