Каждое литературное произведение представляет собой ряд определённых событий, указывающих на отношение автора к героям, явлениям и событиям. Они необходимы для раскрытия характеров всех действующих лиц. Продумывая сюжет романа «Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов шаг за шагом «разворачивал человеческую душу». В процессе знакомства с произведением читатель узнаёт о главном герое, пытается понять, почему он вызывает так мало симпатий.
Работа над произведением
Известный роман Михаила Юрьевича Лермонтова поражает и увлекает сюжетом. Главный герой — Григорий Печорин — далеко не положительный. Автор показывает трудности его быта, используя психологические приёмы.
Работа над произведением началась в 1838 году, тогда первые его наброски представляли собой главу «Княгиня Лиговская», в которой и появился Григорий. А в 1839 появилась повесть «Бэла» и «Фаталист». Казалось бы, автор пытается привлечь внимание интересным сюжетом. Но нет, в произведении нет единой сюжетной линии. Все повести разрознены, но соединяются одной жизненной линией Печорина.
Особенности сюжета
Русский критик В. Белинский определил произведение как повесть, в которой нет ничего случайного. Есть главная идея, из которой всё выходит, и в которую всё возвращается. Это указывает на нарушение хронологического порядка «Героя нашего времени». А сам автор не придерживался последовательности, так как она не важна для воплощения задуманного.
В каждой повести что-то привлекает внимание читателя, заставляет по-новому изучить характер Григория. Лермонтов сделал его героем того времени с особым замыслом. В нём много привлекательных черт и хорошее отношение к людям. Читатель понимает, что хронология «Героя нашего времени» построена таким образом, чтобы показать сложный характер Печорина, его противоречивость и непредсказуемость.
Ряд событий, которые выстраиваются по задумке автора, называются сюжетом. Хронологическая последовательность в произведении — это фабула. В произведении простая хронология отсутствует, таким образом автор переходит от одного события к другому, бросается из прошлого и заглядывает в будущее. Хронологическая последовательность глав и авторский ряд, а также соотношение сюжета и фабулы приведены в таблице.
Порядок повествования в романе | Хронологическая последовательность глав |
|
|
Сюжет и фабула не совпадают, да и сам автор не пытается заставить постигнуть характер Григория. Сюжет построен таким образом, чтобы читатель смог заглянуть в глубины собственной души.
Произведение представляет собой первый в русской литературе психологический роман. А портрет Печорина — это портрет целого поколения.
Во всех любовных сюжетах Григорий — это чудовище. Однако женщины тянутся к нему, так как чувствуют в нём силу, которую утратили современные мужчины. В итоге герой разочаровывается, а для девушек происходящее является настоящей катастрофой.
В последней повести Лермонтов описывает основную проблему: несёт ли Печорин ответственность за свою судьбу, или всё фатально предусмотрено заранее. Точного ответа нет. Можно долго размышлять, насколько фатум определяет судьбу человека.