Показ быта и интерьера — распространённый литературный приём, позволяющий создать образы героев, пробудить сочувствие читателя. В повести «Станционный смотритель» к описанию смиренной, но опрятной обители Пушкин возвращается два раза: в первое и второе посещение Белкина. Кроме того, в повести содержатся упоминания о «прочих предметах», которые окружают героя и остаются в его памяти.
Изменение обстановки
Смиренная обитель Самсона Вырина, где остановился Белкин, сначала не кажется ему особенной. Он часто путешествовал и знал, какой приём его ожидает. Но впечатление, оставленное красотой Дуни, открыло его чувства для глубокого восприятия обычных вещей.
Молодой чиновник замечает скромность, но аккуратность обстановки. Пушкин пишет лишь о пёстрой занавеске над кроватью и горшках с бальзаминами на окнах. Но внимательный читатель видит за этим всю комнату, оформленную старательной женской рукой.
Посетив станцию во второй раз, Белкин замечает скорбное преображение обстановки. Теперь милая обитель представляет собой запущенный дом спивающегося старика. С исчезновением Дуни пропадают цветы. Смотритель спит уже не за пёстрой занавесью, а под старым тулупом.
Вероятно, старик не раз читал в них судьбу пропавшей дочери. Теперь это не просто украшение комнаты, а иллюстрации мрачных мыслей самого́ хозяина: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».
Пушкин неслучайно использует в повести описание предметов обихода. Непритязательный чиновник низшего класса был счастлив в скромности своего бытия.
Это не позволило ему понять стремлений дочери к другому миру, который она пыталась, но не смогла создать в домике на далёкой станции.