Сравнение Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума»

Любой художественный текст подвергается особому вниманию и всестороннему рассмотрению со стороны критиков, литературоведов, учеников на занятиях в школе и студентов филологических факультетов. Не исключением является и всемирно известная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Вокруг любовной тематики стоят два важных персонажа, поэтому сравнение Чацкого и Молчалина служит неотъемлемой частью анализа этого произведения.

Комедия «Горе от ума»

Литературные образы в тексте

Для того чтобы одновременно кратко раскрыть образы нескольких центральных личностей в художественном тексте, необходимо следовать определенному плану. В зависимости от жанра литературного произведения пункты плана сравнительного анализа образов могут незначительно отличаться:

Пункты плана сравнительного анализа

  1. Краткое знакомство с каждым из героев в отдельности, их роль в тексте.
  2. Сравнение внутреннего и внешнего вида персонажей.
  3. Сопоставление социального статуса и образования каждого из героев.
  4. Взаимоотношения сравниваемых действующих лиц.
  5. Сходства и отличия персонажей.
  6. Отношение автора и читателя к каждому из героев.

Сопоставление персонажей в виде таблицы

Одним из наиболее удобных способов оформления сравнительного анализа персонажей является таблица. Краткое тезисное перечисление фактов, поступков и особенностей характера героев максимально наглядно можно продемонстрировать именно таким образом. Необходимо четко определить, по каким параметрам будет происходить дальнейшее сопоставление двух личностей. Таблица сравнения Чацкого и Молчалина может выглядеть следующим образом:

А. А. Чацкий А. С. Молчалин
Место в произведении Главный герой, вокруг его личности разворачиваются события и конфликты в произведении. Персонаж, противопоставленный Чацкому, отрицательный герой в тексте.
Социальное положение Скромный дворян, имеет хорошую репутацию и множество связей. Мещанин, известен в широких кругах, однако не имеет значимости в обществе.
Характер Умный, просвещенный и образованный персонаж. В произведении отличается искренностью, прямолинейностью и верностью своему слову. Открытый, но вспыльчивый молодой человек. Не имеет приличного образования, по этой причине отличается примитивностью мышления. В погоне за общественным признанием и карьерой проявляет себя как услужливый и скрытный персонаж.
Взаимоотношения с окружающими В любви Чацкий в первую очередь задумывается о собственных чувствах, не беря во внимание интересы и цели Софьи. Страстно влюблен в главную героиню, однако к концу произведения полностью разочаровывается в своей избраннице. Молчалина открыто презирает, высмеивает его личность напоказ. Молчалин не испытывает искреннего чувства любви к Софье, внутренне противится ее. Ухаживает за главной героиней только лишь с целью получения собственной выгоды, на самом деле влюблен в горничную. Разрыв с Софьей переживает абсолютно спокойно и безболезненно.
Отношение автора А. С. Грибоедов вложил в Чацкого собирательный образ дворянина того времени, относится к нему с уважением за его жизненные принципы и представления о чести и морали. Подвергается скрытому высмеиванию со стороны автора, да и был введен в текст как противовес «века нынешнего», в качестве сторонника фамусовского общества.

Собственно говоря, именно это противоречие в чертах характера героев и служит дальнейшим развитием событий в комедии. Весь конфликт произведения строится на веке минувшем и веке нынешнем, представителями которых являются анализируемые два молодых человека.

Образованность и культура Александра Андреевича позволяет ему открыто выражать свои мысли и остроумно шутить на двух языках, его речь грамотна и понятна, в то время как Молчалин, с его весьма говорящей фамилией, вынужден отмалчиваться из-за отсутствия признаков образованности и выдающихся интеллектуальных способностей, а в качестве главного оружия использовать очевидные, но приятные фразы в адрес тех, кто способен помочь ему в продвижении по службе.

  • Жаль, очень жаль, он малый с головой… (о Чацком)
  • Молчалин прежде был так глуп!.. (о Молчалине)
  • Конечно, нет в нем этого ума (о Молчалине)

Дочь Фамусова — Софья

Сопоставительная характеристика этих двух персонажей не ограничивается одним лишь социальным конфликтом. Одной из главных тем в произведении Грибоедова является тема любви, в центре которой находится дочь Фамусова — Софья. Являясь типичной представительницей своего общества, внимание девушка благосклонна дарить молчаливому и услужливому Молчалину, принимая его чувства за чистую монету. Алексей Степанович, в свою очередь, не испытывает никаких теплых эмоций к дочери Фамусова, а лишь использует ее в целях своего продвижения по карьерной лестнице.

Чацкий же, напротив, зная Софью с малых лет, расположен к ней очень благосклонно и какое-то время рассчитывает получить от нее взаимность. Однако в этом и заключается трагизм образа Чацкого — будучи представителем века нынешнего, он не получает общественного признания и понимания, является чужим в реалиях того времени и разочаровывается в своей возлюбленной.

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина позволяет сказать, в чем заключается настоящий конфликт эпох. Неспособность принять адекватные изменения в жизни и уставе государства — отличительная черта безнравственного и бездуховного общества.

Идеалом минувшего века является услужливый Александр Степанович Молчалин

Идеалом минувшего века является услужливый Александр Степанович, в то время как инакомыслящий Чацкий по итогу полностью отвергается обществом.

На уроках литературы учителю важно направить юных читателей к осознанию уклада общества прошлых веков, помочь найти различия с современным миром и вместе составить план анализа произведения. Только лишь полное понимание содержания комедии позволит ученикам правильно провести сравнительный анализ двух центральных образов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: