Среди всех рассказов, написанных Гоголем, «Портрет» представляет особый интерес. В произведении автор развивает идею того, что человек не может служить как личным интересам, так и чистому искусству, практическим выгодам и идеалу. Основная тема в повести «Портрет» — тема искусства.
Об авторе и его сочинении
Николай Васильевич Гоголь является одним из самых мистических прозаиков и драматургов XIX века в русской литературе. Подтверждение этому можно найти как в его биографии, кишащей загадочными фактами и историями, так и в его произведениях, также наполненных событиями, от которых кровь стынет в жилах.
Одним из самых загадочных произведений наряду с «Вием» и «Ночью перед Рождеством» является произведение «Портрет», которое принадлежит известному циклу «Петербургские повести». В нем автор поведал о портрете, который отличался мистическими способностями. Одновременно с этим в его произведениях были раскрыты и более сложные социальные проблемы, такие как: добро и зло, должное отношение к искусству, предназначение денег и другие.
История портрета
Композиционно рассказ является двухчастным, то есть делится на две равноправные части, противопоставляемые друг другу. Во второй части, написанной при помощи приема рассказ в рассказе, автор раскрывает историю зловещего портрета. Читатель узнает о том, что высокий человек, изображенный на картине, и при жизни губил судьбы других людей. Он был ростовщиком и зарабатывал на том, что обманывал честных граждан. Заключая с ним сделку на якобы выгодных условиях, люди по уши грязли в долгах и лишались всякой надежды на счастье.
Проклятие это стало распространяться и на владельцев этого портрета. Все они так или иначе были несчастны. Судьба занесла портрет на аукцион. На нем некий художник Б. заявляет о своих правах на представленное художественное произведение. Он рассказывает историю о своем отце, который и написал портрет ростовщика. Во время его написания отец чувствовал, как что-то темное и дурное настигает его и вырывается в мир.
Вскоре отца стали настигать неприятности — скончались его жена и дети. Старшего сына он отправил учиться, а сам ушел в монастырь, отмаливать свой грех. Заказчикам этот портрет также принес несчастия. Когда художник Б. завершает свой рассказ, картина исчезает. Автор не дает точных ответов на вопрос о случившемся. Может быть, ее украли, а может дело тут вовсе не в краже.
Таким образом, Н. В. Гоголь четко раскрывает проблему настоящего искусства и творчества. Чартков в погоне за прибылью забыл об истинной цели искусства, а художник Б., наоборот, всю жизнь посвятил духовному, отказавшись от мирского. Но ни одного из героев не принуждали делать тот или иной выбор, они сделали его сами. Поэтому можно сказать, что в произведении поднимается еще одна немаловажная проблема — проблема выбора. Оба героя первоначально не были богаты и известны, но только один из них выбрал путь материального богатства, не понимая, какую чудовищную ошибку он совершает.
Однако позже Чартков все-таки поплатился за свою алчность и лицемерие. Такой исход событий является наглядным примером того, как грешный человек платит за свои грехи собственным благополучием.
Символизм в произведении
Портрет в повести Гоголя — это не просто жанр изобразительного искусства, раскрывающий внутренний мир человека через его лицо, а предмет, ставший лицом человека. Сам портрет ростовщика с подозрительно выразительными глазами — символ материальной составляющей окружающего нас мира. А эти самые глаза — символ нереализованной духовности и творческого начала в каждом из нас.
Сам образ портрета символизирует искусителя, главной задачей которого является переманивание людей с тропы духовности на тропу материального и мирского, от божественного к демоническому. Но портрет ли всему виной?
В произведении три основных мотива. Эти три мотива дают читателю возможность представить все происходящее в повести:
- искусство,
- искушение,
- зло.
Искусство вдохновляет людей и дает возможность постичь окружающий мир. Искусство вечно и превосходно, потому что оно несет в себе красоту, совершенство и добро. И каждый может найти в нем что-то чудесное, как Чартков находит что-то волшебное в портрете со стариком. Этот обычный портрет привлекает его, и Чартков попадает под его влияние. Но старик — это зло, которое разрушает жизнь художника и убивает его.
Жанрообразующие факторы
Произведение Гоголя в жанровом своеобразии является повестью. Главными аргументами в защиту этой версии являются: внушительный объем и относительно небольшое количество персонажей. О направлении, в котором написана повесть, можно вести рассуждение достаточно долго. На этот счет существует огромное количество мнений.
Целесообразно было бы сказать, что произведение собрало в себе несколько направлений. Ярче всего выражены такие направления, как романтизм и реализм. Реализм проявляется в тщательном описании деталей окружающей обстановки, подробностей и дополнений, которые толком не влияют на развитие сюжета. Романтизм же проявляется в мире фантастики Гоголя и приеме антитезы.
Искусство по Гоголю
Открытым остается один вопрос: «Какое же истинное предназначение искусства?» Кратко ответить на этот вопрос сложно, но если попробовать, то ответ будет звучать так: «Истинным предназначением искусства является изучение окружающего мира и внутреннего мира человека».
Искажая черты лица людей, Чартков перестал осуществлять это самое предназначение, а художник Б. посвятил ему практически всю жизнь, пытаясь исправить ошибку своего отца. К тому же основной целью работы Чарткова была денежная выгода, его давно уже не интересовала глубина и изысканность его трудов. Каждый, кто так или иначе связан с искусством, сталкивался с подобной проблемой и каждый совершал этот весьма нелегкий выбор.
Наверное, осуждать тех, кто выбрал материальный путь, тоже будет не совсем правильно. Это решение должно остаться неприкасаемой частью творческого пути человека. Не исключено, что существуют такие ситуации, в которых выбор материальных благ будет довольно разумным. Но каждый, ступивший на эту дорогу, должен четко понимать с какими трудностями и разочарованиями ему придется столкнуться в будущем. Он должен осознавать, что отныне он является обычным ремесленником, а возвышенные идеи и замыслы остались по его желанию где-то позади.
Если человек, проработав все эти нелегкие вещи, все-таки продолжает идти по пути материальных богатств, что ж, это его выбор. К тому же кто-то все-таки должен выполнять пусть и ложные людские прихоти.
Проблематика повести
Проблемы, которые поднимает Гоголь в своем произведении, актуальны и в настоящее время и дают хорошую пищу для размышлений. И сейчас нелегкая судьба творческих людей приводит их на развилку материального и духовного. Выбор этот осуществляют, конечно, не только творческие личности, а все вокруг и не раз в жизни. В таких ситуациях важно уметь трезво оценивать положение, а не гнаться за манящими благами.
Повесть можно считать своеобразной притчей о сразу нескольких смертных грехах: скупости, зависти и гордыни. «Портрет» Н. В. Гоголя подвергался неоднократному редактированию. Изменения и правки, которые писатель внес в произведение, напрямую связаны с событиями, встречами, историями, ситуациями и случаями, которые происходили в реальной жизни. Эти правки влияли как на сюжетную основу произведения, так и на атмосферу, царящую в нем.
Повесть является, с одной стороны, своеобразной историей с четкой моральной позицией, а с другой стороны, достаточно загадочным и мистическим произведением с не менее загадочными и мистическими персонажами.