После изучения романа А. С. Пушкина «Дубровский» по школьной программе ученики пишут сочинение на тему «Троекуров — старинный русский барин». В своей работе дети рассматривают основную характеристику дворянства того времени через образ персонажа с его своенравным характером и сомнительными забавами.
Краткое описание
Величайший гений, русский поэт и драматург Александр Сергеевич Пушкин во многих произведениях делает акцент на проблеме существования крепостного права. Классический отрицательный герой при подробном анализе оказывается жертвой определенного периода.
Образ героя
Взаимоотношения помещиков и крестьян были противоречивыми и вызывали массу дискуссий в работах многих авторов. В романе «Дубровский» Пушкин ярко и подробно характеризует представителей знати — русского барства. Главное действие происходит в начале XIX века.
Образ старинного русского барина Кирилы Петровича Троекурова представлен в обличии отставного генерал-аншефа. Этот негативный персонаж является отцом Марии — невесты главного героя. Человек он непростой, не вызывающий у читателя симпатии из-за вздорного характера, любви к себе, эгоизма и своенравия. Негативная окраска прослеживается в самом начале романа. Пушкин описывает не только быт помещиков и позицию обычного народа, но и время бунтов крепостных крестьян. Художественный портрет персонажа:
- крепкий и сильный мужчина,
- с высокой самооценкой и любовью к себе,
- властный,
- жестокий,
- строгий.
Троекуров Кирила Петрович является зажиточным помещиком. В его собственности имеется свыше 3000 крепостных крестьян и несколько имений. Он владел лучшей псарней, гордился этим и хвалился перед гостями. Черты характера:
- с 17 лет занимается военной карьерой,
- участвует в боевых походах,
- высокого о себе мнения,
- уважает людей «высшего сорта»,
- страдает перепадами настроения,
- пренебрегает общением с бедняками и лицами ниже по социальному статусу,
- не читает книги, считается малограмотным,
- атеист,
- вспыльчив,
- имеет большое количество связей в губернии.
Судьба наградила его всем необходимым для разумной и благодетельной жизни, но безграничное стремление управлять и внутренний эгоизм стали крепкой стеной для добродетели. Барские забавы для нормального человека покажутся неадекватными. Для гостей ужасающей и опасной пыткой стала встреча с медведем. Барин, наблюдая за мучениями человека от встречи с диким животным, получает колоссальное удовольствие.
Помещик любил свою дочь, но наряду с нежными чувствами он проявлял жестокость и волю. Между близкими людьми нарастала пропасть непонимания и взаимного доверия. Отцовское внимание и любовь девушке заменило чтение романов. Троекуров считал главной жизненной ценностью деньги, поэтому пошел на серьезный шаг, решив выдать дочь замуж за богатого старика. Слезы и мольба Марии не растопили отцовское сердце.
Главная мысль для читателя
Пушкин был величайшим русским поэтом и драматургом. Во многих его творениях проблема крепостничества показана остро. Автор интересовался и выставлял на публику тему взаимоотношений между помещиками и рядовым людом.
Образ боярина нельзя трактовать как отрицательный, он «герой своего времени», человек разумный, но лишенный моральных устоев, для которого жизнь является игрой. Таким его создали время, привычный уклад по плану, быт и образ жизни. Он оказался морально слабым человеком, неспособным противиться соблазнам.
Ключевой ролью Троекурова является описание несовершенства функционирующих законов XIX века через общечеловеческие отношения. Это обстоятельство помогает человеческим слабостям и порокам развиться до высот и создать из барина чудовище. Безнаказанность действий побуждает к вседозволенности.
Никто не мог возражать недалекому, но считающему себя значимой личностью Троекурову. Соседи, местные бюрократы боялись этого человека, старались угодить во всем. Негативные черты проявлялись в поступках. Барин скверно обращается со своими крепостными, срывает злость на слугах и гостях. Борьба отцов и детей проявляется в следующих темах:
- любовь к дочери,
- скромность и доброта Марии,
- эгоизм и власть отца.
Помещик относится к дочери как к собственности, решает ее судьбу своей волей, но это любящий отец, желающий счастья своему ребенку. Человеческий страх толкнул его на правонарушение.
Троекурову всегда все было разрешено. Окружающие стремились ему угодить даже ценой своего здоровья (при «буйных» увеселениях барина). Его власть над людьми безгранична, он опасен и своеволен, но крестьяне гордятся им и его богатством.
Кирила Петрович любил жестокие шутки, развлечения, когда приводили новичка к дверям, вталкивали его в комнату с медведем. Двери запирались на засов. Таковы были благородные увеселения русского барина. Когда-то зажиточный дворянин сжигал деревни людей, с которыми он вздорил или ссорился. Он мог напасть на Кистеневку, разорить ее. Но были и положительные моменты, несмотря на антихристианские поступки. Троекуров построил новую церковь у себя в имении, гордился своим положением в обществе.
Роль персонажа не вызывает у читателей и автора никакой симпатии. Свободное время он посвящал забавам, распитию спиртных напитков, бессердечности, обжорству, любил издеваться над людьми. Положительным увлечением является уход за собаками на псарне.
При написании на уроке литературы сочинения «Троекуров» в 6 классе у детей возникает к этому персонажу отрицательное отношение. Но при последующем анализе становится очевидно, что его отеческая любовь непритворная. Кирила Петрович поистине любит Марию и желает ей добра. Однако его представления о счастье отличаются от позиции нормального человека, ведь все понимают, что его не купишь за деньги.
Автор поднимает вопрос забитости, свойственный не только низшему сословию, но и наделенным правами людям, не уступающим Троекурову. Антагонистом является друг Кирилы, ведущий себя на равных. По этой причине Троекуров ценит и в то же время опасается друга, решив отобрать у него земли для доказательства превосходства.
В произведении отчетливо проявляется тема отцов и детей, ведь каждое поколение понимает личное счастье по-своему. Пушкин в своей книге защищает героиню, потому что спесивость и горделивость помещика становятся причиной ее несчастья.
Феодального тирана и своенравного самодура подробно характеризует автор. Почему Троекурова можно назвать русским барином, понять несложно, ведь он имеет власть, влияние, богатство, имущество и крестьян. Через негативные черты автор описывает отрицательное отношение не ко всем помещикам, а к бесчеловечным, властолюбивым и невозмутимым тиранам-властолюбцам.
В образе Троекурова Александр Сергеевич указывает на изъяны, свойственные представителям высшего сословия того времени: чрезмерное властолюбие, деспотизм, душевную холодность, испорченность характера, интеллектуальную односторонность и своевольность. Эти черты нужно указать при написании в 6 классе сочинения «Забавы покровского помещика».
Сын Дубровского решается на месть за отца, не думая, что в конфликте виноваты оба мужчины. Чувства между Машей и Дубровским-младшим были искренними. Молодой человек действительно полюбил Марию и не хотел использовать в корыстных целях. Хоть Троекуров стал причиной бедности и отчаяния в их семье, Владимир был готов простить его ради любимой.
Помещик, отраженный Пушкиным в образе Троекурова, — это не типичный отрицательный герой, а жертва своего времени. Его постоянное желание веселиться и издеваться над слабыми является восприятием действительности, ведь «мелкие людишки» не способны дать отпор барину.