Ученики старших классов часто делают анализ знаменитых произведений. Ведь каждый образованный человек должен разбираться в разных направлениях литературы и живописи. Работа над сочинением по картине «Мартовский снег» позволит изучить основные черты импрессионизма и творчество Игоря Грабаря.
Зимние пейзажи И. Грабаря
Игорь Эммануилович учился на юридическом факультете университета в Санкт-Петербурге. Юноша готовился стать правозащитником, но любовь к живописи и творчеству оказалась сильнее. Получив первое высшее образование, Игорь Эммануилович поступил в Академию художеств, где его наставником стал И. Репин.
Обладая пытливым умом, Грабарь всегда стремился изучать новые техники в живописи. К творчеству он любил применять научный подход. В 1896 году художник отправился обучаться рисованию в Италию и Германию. В этот период в Европе набирал популярность импрессионизм. Последователи этого направления стремились к естественной передаче картины мира. Их работы демонстрировали не только конкретный сюжет, но и впечатления автора.
Цвета и оттенки
Для изображения дневного весеннего пейзажа художник использует светлые тона. Единственным ярким акцентом является фигура девушки. Её чёрный полушубок и ярко-синяя юбка выделяются на светлом фоне. Снег, который занимает бо́льшую часть полотна, имеет разные оттенки:
- На переднем плане картины используется голубовато-розовый оттенок.
- В тени берёзы — голубой.
- На заднем плане изображён чистый белый цвет.
- На тропинках используются темно-серые оттенки.
Благодаря смешению светлых красок создаётся ощущение пробуждения природы. Видно, что снег наполнен влагой и скоро начнёт таять. При помощи тёмных теней на снегу художнику удалось передать короткий миг смены дневного освещения вечерним.
Черты импрессионизма
Художественное направление возникло в конце XIX века во Франции. Импрессионисты стремились запечатлеть бытовой сюжет из жизни в динамике, передавая мимолётное впечатление. Направление имеет несколько характе́рных особенностей:
- Художники стремятся передать движение объектов при помощи теней и расположения фигур на картине.
- Использование резких мазков.
- Отсутствие философской базы. Импрессионисты не затрагивают злободневных социальных тем.
- Отказ от прорисовки контуров фигур. Они заменяются мелкими контрастными мазками.
- Особое внимание уделяется освещению и оттенкам солнечных лучей.
В «Мартовском снеге» Игоря Эммануиловича Грабаря можно увидеть все характе́рные черты импрессионизма. Художник не показывает лица девушки. Её фигура используется только в качестве образа типичной сельской жительницы. По положению тела на картине можно судить о том, что девушка находится в движении. Снег на полотне также находится в динамике. За счёт смешения разных оттенков, кажется, что снег блестит.
Грабарь изображает подтаявший мартовский снег при помощи широкий резких мазков. Этот приём хорошо заметен на переднем плане, в тени берёзы. Благодаря этому поверхность выглядит рыхлой и неоднородной.
Картина имела огромный успех, а Грабаря стали называть выдающимся российским художником-импрессионистом. Его имя находится в одном ряду с В. Серовым, К. Коровиным и Л. Туржанским.