Морские сражения — одна из любимых тем выдающегося русского художника-мариниста XIX века Ивана Константиновича Айвазовского. Он посвятил не одно произведение славным победам российского флота. Многие из них сделали его знаменитым. Сочинение по картине «Чесменский бой» описывает одно из сражений русско-турецкой войны и прославляет подвиг русских моряков.
Жанр и история создания
Картина «Чесменский бой» Айвазовского — одна из известных работ раннего периода творчества выдающегося живописца. Она посвящена важному эпизоду русско-турецкой войны, сыгравшему решающую роль при подписании мирного договора между странами.
После поражения в Хиосском заливе турецкий флот был вынужден отступить под прикрытие прибрежных батарей в Чесменскую бухту. Военные суда образовали две линии, остальные корабли заняли оборонительную позицию между ними и берегом.
Русская флотилия обстреляла турецкие суда, но даже с небольшого расстояния она не смогла причинить урона береговым укреплениям. В ночь на 26 июня 1770 года 26 русских кораблей атаковали превосходящие силы противника. Командование приняло решение создать брандер из вспомогательных судов, который вступил в схватку с турецким линкором.
В ходе сражения лейтенант Ильин решил поджечь брандер. Вместе с командой он покинул горящее судно на шлюпке. После взрыва на турецких кораблях вспыхнул пожар. Этот момент сражения описан на полотне «Чесменский бой». Картина Айвазовского рассказывает о победе российского флота в бою, который происходил 25−26 июня 1770 года. Это важное событие положило начало празднованию Дня воинской славы или Дня победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении, который отмечают 7 июля.
В 1844 году художник вернулся из Европы и был назначен живописцем морского флота. В его обязанности входило описание главных русских портов. В это время он увлекся батальной живописью.
Айвазовский не мог оставить без внимания это историческое событие, и в 1848 году он представил зрителям полотно. Событиям русско-турецкой войны Айвазовский посвятил два парных полотна:
- «Бой в Хиосском проливе»,
- «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года».
Ранее победу русского флота запечатлел на своей картине немецкий художник Хаккерт. Он с документальной точностью описал расположение судов воюющих сторон. Живописец основывался на записях судовых журналов, мемуарах и свидетельствах участников.
От взрыва начался сильный пожар, который полностью уничтожил линейный флот турок. Айвазовский изобразил грандиозное пугающее зрелище — огромные корабли взрываются, горят и тонут.
От алого пламени поднимается густой черный дым, который смешивается с облаками и плотной пеленой закрывает небо. Сквозь дымовую завесу пробивается лунный свет. Кажется, что луна спокойно наблюдает за тем, что происходит внизу.
На остатках затонувшего судна пытаются спастись турецкие моряки. Они взывают о помощи. Их единственная надежда на спасение — плен, который не даст им погибнуть в сумрачных водах.
Художественные средства
Полотно Ивана Константиновича Айвазовского является одним из лучших произведений, выполненных в жанре романтизма. Картина поражает реалистичностью изображения, высоким мастерством и техникой исполнения.
Айвазовский как никто другой мог изобразить море и корабли в любом состоянии. Живописец мастерски передал ужас и мощь сражения. У зрителя создается впечатление, что от языков пламени начавшегося пожара полыхает само море. Такого эффекта художнику удалось достичь благодаря особой технике. От других картин «Чесменский бой» отличается:
- глубокой перспективой,
- объемностью изображения,
- письмо короткими мазками,
- контрастная цветовая палитра.
Автор использовал темные краски. Такой выбор цвета позволил подчеркнуть трагичность события и реалистично изобразить морское сражение. Бой происходил в ночное время. Дым полностью закрыл горизонт и затянул небо. На его фоне выделяются яркие всплески пламени, которые являются единственным источником света.
Большинство полотен Айвазовского посвящены морю. Картина, посвященная сражению в Чесменской бухте, отличается грандиозностью замысла и живостью изображения. Живописец преклонялся перед храбростью и отвагой русских моряков, которые определяли патриотическое настроение его батальных произведений.