Нигилист Базаров, описанный Тургеневым в романе «Отцы и дети», был первым представителем людей новой формации, которые старались низвергнуть идеалы поколений предков и проповедовали принцип отрицания всех жизненных норм. Интерес вызывает вопрос, как автор рисует отношение окружающих к Базарову. Сочинение можно посвятить симпатиям и антипатиям, возникающим у людей разного общественного положения по отношению к главному герою.
Нигилизм в России
Нигилизм пришёл в Россию из стран Западной Европы. Философ Фридрих Ницше впервые оценил потребность в пересмотре старого мировоззрения, которое находилось в кризисе. Однако русский нигилизм значительно отличался от западного:
- В философии запада предполагалось, что от отрицаемого отказываются, а не разрушают его, оно уходит в прошлое, но не исчезает.
- Чистый нигилист Базаров считал, что «наше дело разрушать».
- О новой морали и о человеке будущего нигилист не был склонен рассуждать.
По мнению автора, у таких людей, как Базаров, нет будущего, они не видят пути, по которому следует идти. Новое нарождающееся течение в обществе воспринимается по-разному.
Роман с Одинцовой
Встреча с красивой молодой вдовой нанесло большой удар по убеждениям Евгения. Любовь, которую он отрицал, перевернула сознание. Впервые герой понял, что можно чувствовать к женщине что-то, кроме просто влечения. Признание тоже не принесло облегчения.
Анна Одинцова, хотя и не была равнодушна к Евгению, боялась потерять покой, если ответит взаимностью. «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» — решила она.
Автор даёт похвальную характеристику Одинцовой. Она умна, уверена в себе, наблюдательна, имеет хорошее образование. Но главным в жизни она почитает спокойствие, а вихрем ворвавшийся в судьбу сложный человек грозит разрушить мирный уклад. Одинцова не может допустить сильных чувств и больших страстей, поэтому она отказывает Базарову. Анна Сергеевна всё-таки посетила умирающего нигилиста и привезла с собой доктора. Увидев Евгения, Одинцова испугалась и продумала, «что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила».
Так оборвалась последняя нить, связывавшая героя с жизнью. Он растерял значительную часть убеждений, не смог завоевать любовь, оказался не нужен никому, кроме родителей, поэтому смерть Базарова представлялась автору единственным выходом, будущего для своего героя он не видел.