Уже много веков человечество использует деньги для возмездного приобретения товаров или услуг. Но и в давние времена, и в современном мире отношение к купюрам неоднозначное. Сочинение на тему «Деньгами надо управлять, а не служить им» поможет разобраться в различных аспектах, связанных с финансами. Некоторые люди до сих пор считают их абсолютным злом, но существуют и те, для кого деньги — это свобода.
История монетизации общества
Эссе на тему «Деньги» правильнее было бы начать с истории возникновения данного вида расчетов. Изначально в мире присутствовали исключительно товарно-бартерные отношения. Первые монеты были чеканные, и появились они в VII в. до н. э. Они имели небольшой вес и объем. Их легко было хранить, дробить и объединять. Но повсеместного хождения такие монеты не приобрели, их использовали параллельно с привычным бартером.
Мир рос и развивался, товарно-денежные отношения набирали обороты, возникла необходимость увеличить стоимость монет. Сделано это было за счет замены чеканных медных денег на золото и серебро. Переломный момент наступает в 910 г. — в Китае изобрели бумажные деньги. До сего момента бумага обозначала только обязательство выдачи серебра и/или золота. Теперь же бумага стала именно деньгами. В России история возникновения денег развивалась следующим образом:
- Первоначальным видом платы за товар стали раковины каури и ожерелья из драгоценных металлов.
- В VIII в. появляются первые монеты — дирхемы и куны, т. е. серебряные копейки.
- В начале X в. куны были заменены на денарии. Это монеты из тончайшего серебра с довольно условным изображением королей. Денарии пришли на Русь из Западной Европы.
- В конце X в. на Руси начинают чеканить собственные серебряные и золотые монеты.
- В 1769 г., во время царствования Екатерины II, появляются первые бумажные ассигнации достоинством от 25 до 100 р. При желании их можно было обменять на медные деньги.
- Одновременно с производством бумажных денег начинают открываться первые банки.
Распоряжение деньгами
Грамотное распоряжение своими финансами — это не роскошь, а социальная необходимость, и знания эти нужны каждому. Сочинение-рассуждение на тему «Деньги» не обойдется без такого важного вопроса, как конкретные способы управления своими средствами.
Ежемесячный бюджет любого человека состоит из двух параметров:
- активов — это доходы,
- пассивов — это расходы.
Для того чтобы благосостояние увеличивалось, необходимо сокращать (или удерживать в одном положении) пассивы и увеличивать активы. Кажется, эта истина понятна каждому. Но многие люди действуют с точностью до наоборот: имея одинаковые ежемесячные доходы, увеличивают количество расходов. А далее создается замкнутый круг: зарплата — ежемесячные платежи — кредиты — расходы — зарплата. В итоге — финансовая яма.
Несколько лет в стране ведутся разговоры о введении в школьную программу специальных уроков финансовой грамотности. Но встает вопрос о том, кто будет вести такие уроки. Профессиональные финансовые аналитики не хотят браться за неблагодарную работу в сфере бесплатного просвещения, а обычные учителя сами не всегда умеют грамотно составить собственный семейный бюджет. Остается надеяться на себя и постараться самостоятельно получить эти знания.
В сочинении про деньги не будет лишним разъяснение, зачем нужно финансовое планирование. Это единственный способ избежать финансовой ямы и увеличить свой доход. Существует несколько общих правил о том, как создать жизнеспособный личный бюджет. А именно:
- Расходы нужно планировать, и делать это стоит не в мечтах, а на бумаге (как вариант — в электронном виде или с помощью мобильных приложений). Составляя список расходов, можно понять, какие траты необходимы, а без чего вполне можно обойтись. С первого раза, конечно, не получится, но со временем опыт обязательно придет.
- Поиск дополнительного дохода. Это единственный способ увеличить активы. Без соблюдения данного пункта существенно увеличить финансы не получится, как бы сильно ни сокращались расходы. Необязательно это будет дополнительная работа, можно сдать в аренду гараж, а можно просто продать ненужные вещи.
- Кредиты — отдельная тема при овладении финансовой грамотностью. Кредиты брать можно, но только в случае крайней необходимости и просчитав вариант, когда доходов не будет несколько месяцев. При этом гораздо разумнее брать не кредиты, а беспроцентную рассрочку. Как бы сильно ни хотелось заполучить какую-либо вещь, не стоит ради этого портить свою кредитную историю.
- Саморазвитие. Не стоит останавливаться в своем обучении сразу после получения диплома. Мир не стоит на месте, для того чтобы состояться в профессии, необходимо постоянно совершенствоваться. В противном случае не только не получится найти какой-нибудь дополнительный доход, но и можно потерять основной источник получения денег.
- Накопления. Хорошо иметь «финансовую подушку» на случай непредвиденных обстоятельств в будущем или очередного мирового кризиса. Для создания стабильных накоплений принято откладывать всего 10% от всех источников доходов. При этом и существующие накопления не должны лежать «мертвым грузом». Они тоже должны приносить доход, но, чтобы делать это грамотно, нужно заниматься самообразованием.
- Постановка целей. Копить деньги «на всякий случай», конечно, можно. Но гораздо разумнее поставить определенную цель и идти к ней. Возможно, в таком случае не придется брать многочисленные кредиты.
- Не стоит экономить на себе. Речь не идет о безмерном расточительстве. Но на себя тратить необходимо. Деньги должны приносить удовольствие, только тогда человек будет и зарабатывать их с удовольствием.
- Повышать юридическую и финансовую грамотность. Много зарабатывать — это важно, но не менее важно научиться разбираться в налоговых льготах, инвестировании, новостях в банковской сфере и т. д.
Деньги не любят расточительства, ими нужно уметь грамотно и бережливо управлять. И если научиться держать под контролем небольшой семейный бюджет, то со временем обязательно получится распоряжаться крупными сбережениями.
Служить или управлять
Научиться зарабатывать и управлять своими средствами — кажется, эта истина должна быть очевидна для всех. Но для многих деньги становятся кумиром, идеологией. А ведь их функция служить, а не править.
В повседневной жизни действительно многое зависит от денег, многое можно на них купить. Их власть очень сильна. Сильна также и вера людей в то, что с их помощью можно получить все. И неважно, материальные это блага или нематериальные. За деньги можно даже купить человека. И существует достаточно много людей, готовых продаваться. Так, на тему «Деньги и любовь» в сочинении можно говорить бесконечно. Считается, что и это чувство можно купить.
А ведь деньги и человек не могут существовать отдельно, они отлично дополняют друг друга. Деньги сами по себе не представляют никакой ценности, человек же без денег не сможет существовать в современном обществе. Правда, некоторые философы утверждают, что людям для счастья финансы не нужны, и, возможно, в теории это так. Но практика существования современного общества показывает, что такая теория — просто утопия.
Психологи отмечают, что те люди, которые признают власть финансового благосостояния, подчиняют ему свою жизнь, служат ему, просто поддаются силе эмоций, чувств, вызванных деньгами. Они не понимают символичной ценности бумажных знаков. Такие люди со временем теряют большую часть своих моральных качеств и для достижений своих целей «идут по головам». Те же, кто подчиняют деньги себе и учатся управлять ими, действуют под влиянием разума.
На самом деле не стоит относиться к деньгам слишком серьезно. Не нужно использовать их для оценки своего личностного «Я» или своих близких, их умственных способностей или человеческих качеств. Ведь деньги можно заработать, а самая большая ценность в этой жизни — сам человек.