В литературе очень ценными являются авторы, чьи произведения стали пророческими. Это, несомненно, доказывает их талант в писательском искусстве, ведь хороший писатель должен уметь заглядывать в будущее. Одним из таких был Джордж Оруэлл. Он сумел нащупать вектор развития своей страны и изменения в культуре народа на основе сложившихся тенденций. Подвергая анализу роман Оруэлла «1984», в написании краткого эссе можно подметить, насколько близки описанные им события к нынешнему положению.
Падение культуры
Честности ради, надо признаться, что мировая культура претерпевает значительный упадок. Разобщение народа дошло до такого уровня, что начали вспыхивать войны между исторически близкими друг другу странами (Украина и Россия). Это далеко не случайное стечение обстоятельств, а результат планомерного разрушения культуры народов и их ценностей. Зачатки всего этого ярко иллюстрировалось в романе на примере американского населения.
Моменты со сжиганием книг и переписыванием истории очень характерны для наших дней. Единственно, что сейчас не приходится использовать такие радикальные методы и превращать страницы учебников в пепел, т. к. народ сам перестал проявлять всяческий интерес к чтению. Появление интернета и технологический бум стали выходом и эффективным решением вопроса по тотальной деградации населения. Стало быть, потребность в уничтожении книг отпала: какой смысл прятать мясо от собаки, если она сыта собачьим кормом?
В романе были и другие моменты, причастность которых к современному обществу неоспорима. К ним относятся:
- подмена исторических фактов,
- навязывание новых ценностей,
- идеологическое программирование.
На просторах интернета, в Википедии и в учебниках для образовательных учреждений вряд ли можно встретить правду. Сейчас вся история начисто переписана и сложно понять, какое было прошлое на самом деле. Очень полезным методом, служащим некой рукой помощи в поиске правдивого зерна будет «принцип от противного». Всё что расхваливается, нужно считать за вредное, и наоборот. То же самое и с историей — все осуждаемые деятели и события в наше время, как правило, имеют положительную окраску. Именно поэтому сейчас повсюду можно услышать обвинения в адрес Сталина, Ленина и других политических фигур. Их политика противоречила ныне существующей змее капитализма.
Однако, положение в России всего лишь отзывается слабым эхом западной и американской духовной отсталости. Там всё это ощущается наиболее остро, и русскому человеку в таких условиях крайне тяжело жить. Именно поэтому несмотря на преимущества развитой инфраструктуры и некоторые порядки в сфере материального устройства люди возвращаются на свою родину. Всё дело в том, что там, как нигде больше, можно почувствовать себя обездушенным и обезличенным человеком.
Современная Америка
Донос на ближнего в Америке, в объяснении Оруэлла, считается нормальным явлением. Вполне возможно, что всякий эмигрант испытал немалое удивление, когда обнаружил на пороге своего дома полицию, вызванную соседями по причине громкой музыки или подозрительного поведения жильца. Население «воспитано» таким образом, что даже самые мелкие бытовые проблемы решает не на личностном уровне, а на государственном. Кто-то скажет, что это, наоборот, является плюсом. Однако так можно думать до момента, когда тебя самого не осудят по всей строгости и несправедливости сухого государственного закона, который не станет вникать в особенности твоей души.
Кроме того, в проблематике страны большое место занимает и активная государственная пропаганда, которую впитывают люди, что называется, с молоком матери. Для них характерны следующие устоявшиеся убеждения и отношения:
- враждебность к России,
- неоспоримая вера в государственные законы,
- чуждое доверительное отношение,
- толерантность к абсурдным вещам.
Приезжего, не знающего американских правил, могут легко осудить и привлечь к уголовной ответственности за оскорбление чувств ЛГБТ-приверженцев, людей африканского происхождения или за критику власти США. Если у нас пока ещё можно свободно выражаться и высказывать своё мнение по этому поводу, то там на это наложено строгое вето.
Популярность судов
Из анализа Оруэлла «1984» можно выделить, что так невозможное мыслепреступление постепенно начинает воплощаться в реальность. На улицах Америки действительно нужно следить не только за словами, но и за своими мыслями. Если вдруг заметят, что ты ведёшь себя подозрительно, ходишь просто так один по улице (!) или что-то химичишь во дворе, то это станет поводом вызвать копов. Последние, приехав, начнут разбираться и выяснять, что у тебя на уме и не затеял ли ты вдруг идеологическую диверсию.
Думается, что уже многим стала известна судоприверженность американцев. Они готовы судиться с кем угодно и по любой причине, т. к. страна воспитала их в определённой плоскости взгляда на возникшую проблему. Из-за этого в стране практически невозможны тёплые доверительные отношения между людьми. Соответственно, тема дружбы в произведении «1984» также не является вымыслом и полностью отображает текущую обстановку в Америке.
Лицемерие и практичность дружбы
Главный герой романа Уинстон Смит имел случай взаимодействовать с людьми, которые не знают простого понятия дружбы и ко всему подходят с практической стороны. К слову, даже его подруга Джулия смогла предать его, не сумев противостоять общественному порядку. Действительно, в Америке совсем не вздорно иметь друзей на все случаи жизни. Один может быть предназначен исключительно для походов в кино и ни на что другое больше не годиться, другой будет твоим приятелем во время пробежки, а третий с удовольствием посидит с тобой в баре.
Скорее всего, такая особенность межличностного отношения лежит в политике самой страны, а именно в её открытости для эмигрантов. Известно, что в США нет нации, т. к. исторически это было место беженцев, которых выгнали в своё время из Великобритании. Как правило, это был преимущественно деструктивный элемент, состоящий из бандитов и мошенников.
В ходе времени она пополнялась такими же людьми, которые приезжали со всего мира заработать лёгких денег. Поэтому пребывание там каждого в той или иной степени экономически обусловлено, и он приехал туда не жить, а зарабатывать. Отсюда и постоянные обманы, лицемерие и «пластмассовые» улыбки со стороны прохожих. Каждый обманывает друг друга и тем самым размножает враждебное отношение в народе.
Неприятно и то, что такое поведение постепенно мигрирует и к нам из-за отсутствия каких бы то ни было барьеров, в том числе и информационных. Постепенно встречаешь всё больше равнодушия к происходящему в людях и гипертрофированного эгоизма. Каждый живёт сам по себе и не хочет лишний раз протягивать руку ближнему, который попал в трудную ситуацию. Всё это, информационная война и навязанная идеология приведёт к последствиям, которые легко предположить.
Предполагаемое будущее
В концовке сочинения и анализа произведения «1984» можно сделать утверждение, что общество, описанное Джорджем Оруэллом, обречено на гибель. В нём нет места нравственности и моральной ответственности. Всё подчинено единому механизму, который управляется неким Старшим Братом. В нашем мире в роли него выступает мировая власть, которая заинтересована только в извлечении выгоды из людей, а их возможное духовное развитие является только препятствием. Вследствие этого у нас культивируется только аморальный и невежественный образ жизни, который отлично способствует формированию идеального потребителя.
Политика открытых дверей никогда не приносила пользы. Китай потому и стал великой страной, потому что стал закрыт для остального мира. Мудрые правители знали силу информационного воздействия на народ и строго ограничили доступ ко всемирной сети. Когда страна является проходным двором, в ней не может быть хозяина и каждый творит в ней, что хочет, никак не способствуя её улучшению.
Уже сейчас прослеживается тенденция к установлению мировой власти, иначе не истреблялась бы культура и не подавлялось мышление среди огромных масс людей. Человека постепенно превращают в расходный материал, жизнь которого нужна только для выполнения какой-либо работы. Миру уже не нужны мыслители, а нужны узкоспециализированные специалисты или живые роботы, обладающие только теми знаниями, которые лежат в плоскости их обязанностей.