Глядя на мир глазами Александра Блока, легко можно провести аналогию между его вымышленными персонажами и реальностью. Образы и символы в поэме «Двенадцать» служат предзнаменованиями и отражениями революционной России. Значимо и само название произведения, выбранное автором неспроста. Поэт-символист пытался создать поэму, наполненную трансцендентными понятиями, доступными любому читателю.
Символические особенности поэмы
Использующиеся Блоком в поэме «12» образы и символы по своей природе сложно назвать однозначными. Каждый знак или персонаж несет в себе несколько сакральных мыслей, что придает произведению невообразимую глубину и порой непонятную двусмысленность с противоположными понятиями.
Реальный поэтический мир, представленный в произведении — революционная Россия, поглощенная огнем и страданиями. Восприятие неприятных политических действий оттеняется положительными красками или нейтральными оттенками слов. Метель сменяется темнотой, снег заливается алой кровью. Также в сюжете представлена любовная линия, переплетающаяся с убийствами. Все эти образы весьма символичны, поэтому в них следует разобраться подробнее.
Главные предзнаменования
Революционные волнения, охватившие Россию в начале XX столетия, были отражены в работах многих литераторов. В прозе и стихотворениях преподносились читателям ушедшие события 1917 года. Каждый писатель понимал их по-своему. Вдохновился этим историческим периодом и Александр Блок. Свое неоднозначное восприятие переворота автор отразил в образах и символах поэмы «12». Некоторые искусствоведы по сей день не могут понять всю значимость этого произведения из-за большого количества интерпретаций.
Анализ символики следует начинать с названия произведения. Двенадцать — число, наделенное особым значением. Оно соизмеримо с количеством красноармейцев и божественных апостолов, присутствующих на Тайной вечере. Последняя интерпретация отразилась и в именах центральных персонажей. Евангельские символы стали для автора основополагающими при написании поэмы. Предполагается, что события 1917 года напоминали писателю Страстную неделю.
Число ассоциируется с двенадцатью месяцами года, сменяющими друг друга, что говорит о начале новой жизни и окончании старой. К прочим важным символам и авторским предзнаменованиям стоит отнести:
- Ветер — знак восстания и революции. Его порывы усиленно взвихряют снег, чтобы унести вдаль все пережитое ранее.
- Перекресток, обозначающий проблематичность выбора, по какому пути пойдет страна.
- Метель, сметающая и ослепляющая все на своем пути. Она не выбирает предметы своего разрушения.
- Вьюга, символизирующая смутность времени, хаос, перемены.
- Ночь, таящая опасность, несущая следом за собой свет и положительные перемены.
- Яркие огни, символизирующие жестокую и беспощадную революцию.
- Мировой пожар, ассоциирующийся с катаклизмами, потрясениями, коренными переворотами.
- Красный флаг, символизирующий борьбу, пролитую кровь солдат.
События в цветовой гамме
Цветовая гамма в поэме Александра Блока «Двенадцать» передана тремя мощнейшими оттенками. Они весьма символичны в литературе. Например, черный, просматривающийся в ночном мраке, ассоциируется с насилием и смертью. Белоснежные оттенки, представленные снегом, говорят о чистоте духа. Красные тона являются квинтэссенцией революционного цвета, огня, крови, разрушения.
Черное и белое, как аналогия борьбы добра и зла, правдивости и лживости, светлых и темных сил, проходит красной нитью сквозь каждую строчку произведения.
Целостность произведения базируется на единстве пересекающихся планов.