Серебряный век — образное название в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века. Поэты Серебряного века в сочинениях своих заявляли об изменениях моральных ценностей, утрате веры в силу научного прогресса. Этапом зарождения Серебряного века стал переход модернизма как идеологии из европейской культуры в русскую.
Этапы развития
Временны́е рамки Серебряного века русской поэзии не могут быть определены с точностью до года. Как правило, открытие его приписывают Н. Минскому и Д. Мережковскому с появления манифеста «О причинах упадка современной русской литературы» (1893) и выхода в свет первых выпусков альманаха «Русские символисты» (1894). Если же о начале «творческого возрождения в русской литературе» как таковых споров нет, то отношение к окончанию этого периода разное. Многие писатели и критики придерживаются разных точек зрения. Серебряный век закончил свое существование как литературный период:
- со смертью А. Блока и расстрелом Гумелева в 1921 году,
- с утратой независимой от Советского государства литературной жизни (1928−1929 годы),
- после самоубийства В. Маяковского (1930),
- с появления в русской литературе понятия соцреализм и расцвета советской прозы (вторая половина 1930-х годов).
Он разделился как на классовом уровне, так и на идеологическом:
- Эгофутуризм — явление кратковременное, просуществовал в течение 1910-х годов. Характеризовался частым использованием иноязычных слов и показным себялюбием (И. Северянин, В. Шершеневич, Г. Иванов, Р. Ивнев).
- Кубофутуризм — появился в 1913 году, как противопоставление эгофутуризму, и объединял в себе принципы кубизма (изображение объекта с разных сторон, подчеркивая его свойства, использование простых форм) и футуризма (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский и другие).
- «Мезонин поэзии» — направление просуществовало менее года. Образовано в 1913 году В. Шершеневичем. Считалось умеренным крылом футуризма.
- Центрифуга — особенностью этого ответвления было то, что большее внимание уделялось не самому слову, а интонационно-ритмическим и синтаксическим структурам. Образовано в 1913 году и просуществовало до 1922 года (Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Аксенов).
В то же самое время существовали и другие объединения поэтов, но большого влияния на общую тематику поэзии постреволюционных годов они не оказали. Это были скорее объединения по политическим и идеологическим убеждениям, чем литературным: ЛЕФ (выступающие за чистоту пролетарской поэзии), Сатириконовцы (литераторы, консолидирующиеся вокруг журнала «Сатирикон», и высмеивающие всех и все), Ночиевоки (молодые поэты, отрицающие академический русский язык и увлекшиеся модой того времени на сокращение слов и аббревиатуры), ОБЭРИУ (объединение литераторов, которых власть ограничивала в занятии литературой).
Эпоха трагических судеб
Начало XX века можно в полной мере считать одним из самых трагических периодов в русской литературе. Многие известные писатели вышли на поэтический Олимп на гребне революционной волны и развития свобод в России.
Но с приходом советской власти их мировоззрение и философия оказались чуждыми политической идеологии нового государства, из-за чего судьбы многих поэтов сложились трагически: кто-то был расстрелян (Н. Гумилев), кто-то умер в нищете и в забвении (А. Блок, В. Хлебников, В. Брюсов), большинство уехали в иммиграцию (С. Черный, Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский и многие, многие другие).
Те же кто остался или были репрессированы (Н. Клюев, О. Мандельштам), или пришлось отойти от активной литературной деятельности и перейти к драматургии, сценариям, прозе и детской литературе (К. Чуковский), а кто-то, разочаровавшись в жизни, покончил с собой (С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева).
Серебряный век русской поэзии это был настолько разнообразный и неоднозначный период русской литературы, что до сих пор ведутся исследования этого «явления», а его влияние на развитие все литературы переоценить невозможно, и оно до сих пор сказывается на творчестве современных поэтов.