В своем культовом произведении — романе «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков настолько тонко и шедеврально подчеркнул сущность населения страны 1930 -х годов, а в особенности столицы, что роман не был допущен к изданию десятилетиями и увидел свет лишь после кончины писателя. Несмотря на очевидность любовной и религиозной линий в композиции книги, Москва и москвичи в романе «Мастер и Маргарита» сыграли не менее значимую роль.
Пороки жителей столицы
На первый взгляд, вполне себе обычные жители столицы ведут нормальное существование, служат своей стране, кто как может. Кто-то водит трамвай, кто-то трудится чиновником, кто-то руководит Варьете, а кто-то пишет литературные статьи.
Вот только Булгаков обнажает суть жизни москвичей, а состоит она в том, что человечество ненамного ушло в части нравственного и духовного развития от ершалаимской толпы, которая таращилась на казнь Иешуа. Людьми правят алчность, желание сладко спать и сытно есть, иметь в собственности столичную квартиру, а лучше вместе с дачей и стабильно ездить отдыхать по партийной путевке.
Только все эти материальные блага в Москве 30-х годов, как, собственно, и в нынешней, зачастую можно получить, лишь умея крутиться, угождать, подстраиваться, где-то и предать ближнего, где-то и донос сделать на соседа. Именно таким писатель остро вырисовывает истинный портрет успешного москвича тех лет.
Оборотной стороной такой жизни выступают лоск и престиж, возможность жить в элитном жилье в центре города, обедать в ресторане и отдыхать на море. Слабость человеческой натуры, мещанство, потребительство и неспособность нравственно возвыситься над массовой бездуховностью — все это сатирически мастерски изображает Михаил Афанасьевич в своем бессмертном литературном творении.
Основными и явными пороками москвичей в романе являются:
- алчность,
- бездумное потребительство,
- ложь,
- равнодушие к ближним,
- корысть,
- лизоблюдство,
- духовная низменность.
Вопрос квартирный
Знаменитая фраза из романа, которая впоследствии разошлась по устам и стала известной цитатой, о том, что москвичей испортил квартирный вопрос, злободневна по сей день и, скорее всего, не утратит актуальности в будущем. В столице же периода, описываемого в произведении, в бюрократическое заведение, которое занимается вопросами жилья, выстраивается километровая очередь. По аналогии с тем, как дьявол забирает душу при заключении сделки, стоящие в очереди платят свою духовную цену за обывательский комфорт.
Недаром эпиграфом к книге служит выдержка из «Фауста» Гете — советская власть раздавала такие щедрые подарки далеко не просто так. Лишаясь духовности в прямом и переносном смыслах, столичные жители становились винтиками в системе, напрочь забывая о цели, с которой пришли на эту землю, помня лишь то, что нужно делать ради мещанских благ и пресловутой жизненной стабильности.
Отдельно автор романа выделяет элитное жилье членов Массолита:
- дом литераторов,
- квартира Латунского.
Именно роскошную московскую квартиру номер восемьдесят четыре, принадлежащую критику Латунскому, так яростно разгромила обнаженная Маргарита, прилетевшая в нее через окно на метле. Символика сцены разгрома шикарного жилища успешного литературного деятеля, который, преследуя свои личные низменные выгоды, буквально растоптал талантливый труд Мастера, гротескна, что присуще для творения Булгакова.
Ярким представителем московского мира литераторов в книге также выступает несчастный и вызывающий сочувствие в первых главах Берлиоз. Однако неспроста справедливый Воланд карает паразитирующего деятеля искусств — Берлиоз не только уподоблялся Латунскому и всем остальным алчным псевдоталантам и лизоблюдам в своих пороках, но и агитировал молодое творческое поколение жить по этой идеологии, председательствуя на заседаниях Массолита.
Мастерски и ярко обнажены Булгаковым огромнейшие прорехи в духовном развитии деятелей литературного искусства, которым свойственны:
- продажность,
- писательство под указку,
- доносы и предательства,
- наслаждение сытой жизнью и всеми благами.
С номенклатурными обитателями Варьете нечистая сила с Воландом во главе тоже разделалась, согласно их порокам. Так, заведующий театральным буфетом Соков, который получал наживу на реализации несвежих продуктов, неизлечимо заболел по части пищеварения, а нечестные капиталы его не спасли.
Развратный директор театра Степа Лиходеев после всего, что устроили ему санитары пороков в романе, потерял интерес к спиртному и дамам, а также покинул столичное сытое место. Финансовый директор Варьете Римский по доброй воле пошел служить в кукольный театр после всего того, что пережил за одну ночь в обществе Геллы и укушенного ею администратора заведения Варенухи.
Конферансье Бенгальский, любящий в прошлом грубо и пошло пошутить со сцены, ощущая себя выше других, стал вести скромную уединенную тихую жизнь после того, как зрительская воля руками Бегемота в ходе презентации черной магии лишила его головы и вернула ее обратно.
Так, образы Москвы и ее жителей в романе Булгакова играют немаловажную роль и являются своеобразным действующим лицом. Именно через столицу и ее обитателей писатель выявляет пороки общества не только тех лет, но и в ходе существования человечества в целом показывая, что в своих низменных стремлениях люди не особо меняются, а нравственные изъяны социума — проблема вечная, как и тема добра и зла.