Роль художественной детали в рассказах А. П. Чехова

Значение и роль художественной детали в рассказах Чехова трудно переоценить — великий писатель мог буквально одной фразой дать исчерпывающую характеристику персонажа.

А.П. Чехов

Помимо этого, Антон Павлович обладал невероятной наблюдательностью в жизни, что помогало ему наиболее точно подмечать и описывать те или иные особенности человеческой натуры.

Ранние произведения

Книги и произведения

Чехов, наряду с Островским, Гоголем, Носовым и многими другими писателями и поэтами, обладал ярким талантом рассказчика. Этому небольшому литературному жанру соответствует быстрое развитие сюжетной линии при относительно небольшом объёме содержания, что ставит определённые задачи перед автором. Мастерство Антона Павловича в раскрытии сущности человека посредством нескольких выразительных подробностей проявилось уже в его ранних сочинениях и новеллах:

  • «Цветы запоздалые». Знакомство с главными героями, их характером и личностными особенностями происходит благодаря частому использованию антитезы (противопоставление) — добросердечная княжна и бессовестный брат Егор, состоятельный Топорков и бедный, униженный Приклонский. Чехов даже в описании местоположений героев в помещениях использует эту деталь, подчёркивая их различия и непримиримость между собой.
  • «Живой товар». Подробное описание мебели в доме Грохольского («В стеклянные двери внесли большие кресла и диван, обитый тёмно-малиновым бархатом, большую двуспальную, а также детскую кровать») происходит в момент нравственного выбора перед женой, стоящей на пороге измены своему мужу. Пик мучительных переживаний наступает в тот момент, когда взгляд женщины падает на кроватку для её ребёнка.
  • «Ненужная победа». При описании волнения и тревоги главной героини (Ильки Цвибуш) Чехов фокусирует внимание читателя на деталях, которые способствуют лучшему пониманию её состояния: «Она издала свистящий звук своими толстыми губами — она всегда издавала отрывистые, свистящие звуки, когда её что-нибудь тревожило или заставляло задуматься. На её большом лбу и горбинке носа светились капельки пота. Ремень от арфы давил ей плечо, а острый край неделикатно ёрзал по боку».

Художественная деталь в произведениях Чехова

Содержательная наполненность и символическая заряженность чеховских рассказов объясняется тем, что автору удаётся выхватить из множества явлений ту суть, которая полнее всего отражает смысл происходящих событий. Роль художественной детали в прозе Чехова также сводится к отображению запутанной ситуации в истинном свете (пример тому — рассказ «Хамелеон», в котором приспособленчество и низость главного героя подчёркивалась всего лишь описанием изменения цвета лица).

Особенности пейзажа и природы

Природа в произведениях Чехова

Создавая разнообразные пейзажные описания, Чехов, одновременно с этим, накладывает на него внутренние переживания своего героя (когда учитель словесности Никитин «чувствовал на душе неприятный осадок», на улице шёл дождь, было холодно и темно). Антон Павлович, в отличие от многих других писателей, никогда не описывал природу в отрыве от наблюдателя. Понять, какую роль в рассказах писателя играли природные явления, помогут следующие примеры:

  • Новелла «Студент». Иван Великопольский, охваченный острой тоской проходит через тёмный лес, его настроению вторит погода и дождь, «ледяными иглами впивавшимся в его тело». В то же время, возвращаясь в родную деревню, Иван, «охваченный ожиданием счастья», видел перед собой «освещённую багровой полосой зарю».
  • Рассказ «Ионыч». Трепетное состояние Старцева, одержимого любовью к Екатерине Турковой, подчёркивается «мягким лунным светом». Узнав о легкомысленном розыгрыше девушки, опечаленный Ионыч расстался со своими надеждами, на его душе стало темно и мрачно, и в это же время «луна уходит за облака».
  • «Дом с мезонином». Цветущая рожь, кричащие перепела и идиллическая картина русской деревни, выраженная в светлых тонах, тотчас меняется на появление «грязных коров и спутанных лошадей» как только у рассказчика возникает «будничное, трезвое настроение».

Помимо этого, подробная детализация окрестностей, в которых происходят основные действия новелл, необходима не только для углубления психологического анализа персонажей, но и для придания отдельным фактам дополнительного значения. Так, в повести «Палата № 6» Чехов подробно описывает лес, расположенный неподалёку от роковой больницы, при знакомстве читателя с её пациентами, писатель упоминает репейник, крапиву, а также торчащие из старого забора гвозди, что лишний раз подчёркивает сходство этого места с тюрьмой.

Пейзаж в произведениях Чехова

Немаловажное значение в творчестве Чехова имеют сады — у писателя они ассоциируются с человечностью и осмысленностью существования.

Образ и детализация музыки

Музыка в произведениях Чехова

Среди произведений Чехова имеется много примеров, в которых одним из главным художественных приёмов, способствующих максимально точной характеристике героев, являются музыкальные элементы (эти новеллы критики метко называли «музыкальной прозой или прозой настроений»). Звуковые эффекты позволяют усилить эмоциональное воздействие на читателя, а также помогают выразить состояния, которые невозможно описать посредством слов. Использование некоторых эпитетов и сравнений помогают воссоздать неповторимую атмосферу при прочтении отдельных мест:

  • «Скрипка Ротшильда». Музыка лучше любых иных описаний помогает тоску и страдание души гробовщика Якова: «Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слёзы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка».
  • «Чёрный монах». Звуки музыки ввергают Корвина в необычное состояние, вследствие чего он начинает видеть галлюцинации — «Когда вечерние тени стали ложиться в саду, неясно послышались звуки скрипки и поющие голоса. Это напомнило ему чёрного монаха».
  • «Ионыч». Игра Екатерины на рояле названа «громогласной и громоподобной», подчёркивая тем самым отсутствие у неё всякого музыкального дарования.
  • «Дама с собачкой». Музицирование Анны Сергеевны раскрывает не только её внутреннее состояние, но и умонастроения Гурова, гуляющего неподалёку от имения: «он слышал игру на рояле и звуки, доносившиеся из дома, были слабыми и неясными». Чехов таким образом показывает, что мысли Гурова были заняты ожиданием скорой встречи с Анной.

Одним из известных примеров использования музыкальных эффектов в творчестве Чехова является 2-е действие пьесы «Вишнёвый сад» — ремарка мелким текстом: «Вдруг с неба раздаётся звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Если натянутая струна является символом готовности и жизненности, то лопнувшая олицетворяет конец.

Антон Павлович нередко использовал в своих новеллах музыкальные песни и инструментальные пьесы, которые его герои слышали в момент раздумья перед тяжёлым выбором или же в период мучительной борьбы с сомнениями. Так, в рассказе «Который из трёх?» барон Владимир Штраль, готовясь к вынужденному расставанию с Марией Лангер насвистывает весёлую песенку «Стрелочка». Подобный контраст между истинными переживаниями и напускной лёгкости указывает на то, что барон Штраль чувствует свою вину перед девушкой, однако в силу своей гордости он никогда не признается в том, что неправ.

Художественные детали в рассказе

Художественные детали в рассказах Чехова стали его «визитной карточкой», благодаря которой писатель создаёт выразительный и зримый образ своих персонажей.

Помимо этого, подобные нюансы повествования подчёркивают колорит эпохи и прекрасно передают дух времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: