«Реквием» Ахматовой анализ и краткое содержание поэмы

Всестороннее изучение поэмы «Реквием» Ахматовой, анализ композиции, художественных средств, осмысление названия, помогают прочувствовать глубокие идеи стихотворного произведения.

Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.

История создания «Реквием» А. Ахматовой

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.

Анна Андреевна Ахматова (1889 1966)

Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.

В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».

Почему поэма называется «Реквием»

В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Так «Requiem» Вольфганга Моцарта, творчеством которого в 30-е и 40-е годы интересовалась Ахматова, состоит из 12 частей. В поэме Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.

Автор использует прямое значение определения «Реквием», описывая мотивы смерти.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Характеристика главных героев

Главная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.

Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».

Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».

Автор со стороны смотрит на все, что происходит вокруг. Сложно представить, как будучи в прошлом «насмешницей и любимицей всех друзей», героиня превратилась в тень, призывающую смерть. Свидание с сыном вызывает бурю эмоций в душе матери, но отчаяние сменяется надеждой, желанием бороться до конца.

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Темы, раскрываемые в поэме «Реквием»:

  • памяти,
  • матери,
  • Родины,
  • страдания народа,
  • времени,
  • любви.

Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой

Стихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.

Краткое содержание произведения раскрывает перед нами картину жизни отдельного периода жизни поэтессы, полного трагизма, отчаяния и мытарств.

Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.

Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».

И на вопрос женщины с «голубыми губами»:

А это вы можете описать?

Поэт говорит:

Могу.

Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Далее следует Вступление, в котором с большой поэтической силой изображается сердечная боль, осатанелые годы и город, как безучастный свидетель происходящего:

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:

Автор вглядывается в себя со стороны, вспоминая радости прошедшей жизни:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.

Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

Заключение

«Реквием» это особенное поэтическое произведение Анны Ахматовой, выходящее за рамки контекста обыденного восприятия жизни и истории. Героем поэмы является народ, а автор лишь часть этой массы людей. Стихотворные строки поэт написал простым понятным языком. Они пропитаны любовью к родине и ее жителям.

Анны Андреевны давно нет на свете, а ее творчество по-прежнему актуально и интересно читателю. Ее стихи нужно прочувствовать, они оказывают сильнейшее действие на людей, заставляя сопереживать героям.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: