Рассказ «Честное слово»: краткое содержание

Одна из добрых и поучительных историй, которую написал советский писатель Леонид Пантелеев, — рассказ «Честное слово». Краткое содержание позволяет в сокращении узнать историю ответственного и принципиального маленького мальчика, который не мог нарушить данное им слово и оставить свой пост, даже если это была всего лишь игра. Произведение было написано в 1941 году, но затронутые в нём темы остаются актуальными и для современных детей.

Краткое содержание

Однажды летом рассказчик засиделся в садике на Васильевском острове за чтением интересной книги. Когда наступил вечер, он пошёл к выходу, но тут услышал, будто в стороне, за кустами, кто-то плачет. Пойдя на звук, он увидел странную картинку: там находилось небольшое каменное строение, какие бывают в городских парках, а возле него в одиночестве стоял обычный мальчик лет семи-восьми, который и лил слёзы.

Дети играют в войну

Рассказчик спросил у него, что случилось. Задавая ему вопросы, он выяснил, что мальчик не может уйти из парка: он — часовой, сержант, охраняющий в этой будке вымышленный пороховой склад. Ещё днём к нему подошли какие-то большие ребята и позвали его играть в войну.

Они взяли с него честное слово, что он отсюда не уйдёт, пока они его не сменят, но уже стемнело, а они, скорее всего, просто забыли о нём и разошлись по домам. Однако нарушить честное слово он теперь не мог.

Сначала мужчина хотел рассмеяться, но потом спохватился и подумал: мальчик прав. Он должен держать слово, и не имеет значения, игра это или нет.

Он предложил проголодавшемуся мальчику заменить его на часах, но так поступить было нельзя, ведь рассказчик не был военным. И тут его осенило: только начальник может снять его с караула. Тогда он велел мальчику подождать, а сам побежал искать настоящего военного.

Мимо ворот сада, как назло, военные не проходили. К счастью, вскоре мужчина увидел на трамвайной остановке молодого кавалерийского майора. Он уже собирался садиться в трамвай, но рассказчик остановил его и объяснил ситуацию. Сначала майор смотрел на него сердито, ведь его трамвай ушёл, но, когда он выслушал всю историю, он с готовностью направился вместе с ним в сад.

Офицер и рассказчик

Сторож уже закрывал ворота, но всё же они успели пройти в глубину сада. Товарищ майор приказал мальчику оставить пост, а тот с радостью выполнил приказ.

Характеристика главных героев

В рассказе три главных героя.

Их описание и характеристика:

Мальчик

  1. Рассказчик — добрый, внимательный, чуткий и неравнодушный человек. Не может пройти мимо чужой беды.
  2. Мальчик — честный, ответственный, храбрый, принципиальный, с огромной силой воли, хотя ему всего семь-восемь лет. Как и многие дети, в трудной ситуации он не может сдержать слёз, но всё же он прежде всего думает о слове, которое дал, и о том, как его сдержать. К сожалению, рассказчик не узнаёт его имени, да и его лицо в сумерках с трудом может разглядеть, но всё же упоминает, что у него был нос в веснушках и короткие штаны на лямках. В конце автор называет его настоящим человеком, восхищаясь его качествами характера.
  3. Молодой кавалерийский офицер — майор, отзывчивый и понимающий человек, осознавший всю важность ситуации и включившийся в детскую игру.

Каждый из персонажей этого произведения может чему-то научить читателя: их хорошие поступки заставляют задуматься о многих моральных вопросах.

Идея и основная мысль

Быть честным, ответственным, мужественным и благородным — всему этому учит рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». В читательский дневник можно записать главную мысль, которая отражена в известной пословице: «Давши слово — держись, а не давши — крепись».

Офицер и мальчик

Положительные качества характера должны воспитываться с самого детства. Если ребёнок умеет следовать своим принципам и твёрдым убеждениям даже в детских играх и в мелочах, можно не сомневаться, что впоследствии он будет так же ответственно поступать и в более серьёзных ситуациях, вырастет смелым и надёжным человеком. Возможно, он даже станет военным, а на службе очень важно чётко исполнять приказы и держать своё слово. Мальчик понимал, что он принимал участие в игре в войну, его поставили охранять пороховой склад — а это серьёзно, даже если всё это лишь понарошку.

В произведении мальчик противопоставляется безответственным и безалаберным старшим ребятам, которые взяли с него слово и просто забыли об этом, убежали и наверняка уже находились дома, когда голодный и продрогший герой всё ещё стоял на посту. Однако он держал слово, невзирая на какие-либо обстоятельства.

Рассказчик

Поэтому рассказчик, хоть и хотел сначала посмеяться, вскоре осознал, что мальчик прав, и всерьёз озадачился его проблемой, решив помочь ему. Он и военный проявили отзывчивость и сочувствие, не отмахнулись от него и не посчитали это детскими глупостями, а вошли в положение и тем самым повлияли на воспитание в мальчике достойных качеств.

Читая этот рассказ, с ответственного и принципиального мальчишки хочется брать пример. На протяжении всего рассказа автор относится к своему герою положительно, описывает его с уважением и восхищением, а в финале неслучайно резюмирует: тот, у которого такая сильная воля и крепкое слово, не испугается темноты, хулиганов и более страшных вещей. Такому человеку нечего бояться. Также он предполагает, что, когда этот мальчик вырастет, он станет настоящим человеком, знакомству с которым он рад уже сейчас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: