Пьеса «Бедность не порок» была написана в 1853 году. Она создавалась для московского Малого театра и была посвящена актеру Прову Садовскому. Роль Любима Торцова автор писал специально для своего друга. Сначала произведение называлось «Гордым Бог противится», только затем оно получило известное сегодня название «Бедность не порок». Анализ пьесы позволяет увидеть духовный мир разных слоев общества. Власти долго не разрешали ставить столь острый по содержанию спектакль. Постановку на сцене Малого театра критики восприняли далеко не однозначно.
Основной смысл пьесы
Жанр произведения — комедия. Даже в характерах героев есть комические черты. По ходу сюжета постоянно возникают смешные ситуации. Этот жанр подразумевает торжество добра над невежеством, и в пьесе так и происходит. В своем сочинении «Бедность не порок» автор высмеивает некоторых представителей купеческого сословия, готовых в погоне за модой отречься от своих традиций и привычек.
Постепенно становится понятно, что название пьесы отображает уверенность Островского в нравственной чистоте небогатых, но умных людей и духовной несостоятельности многих зажиточных граждан. Выбор в качестве названия народной пословицы «Бедность не порок», значение которой можно раскрыть по-разному, позволяет понять, почему люди, имеющие материальный достаток, в духовном плане оказываются нищими.
Главная мысль произведения заключается в возвышении образов положительных героев:
- Мити.
- Любима Торцова и других.
Главным спасителем является Любим Торцов. Его считают никчемным и недостойным приличного общества человеком. Однако зритель начинает понимать метания героя, когда становится известна история его конфликта с братом.
Гордей нечестно разделил наследство отца, а Любим по глупости и молодости промотал то, что ему причиталось. Только после попадания в больницу, откуда он вышел по-настоящему повзрослевшим, Любим понял, что попросту прожигает жизнь и решил обратиться за помощью к родному брату. Но искреннее желание начать новую жизнь не смягчили Гордея, который посчитал, что это уронит его престиж в глазах общества.
В результате понимая суть проблемы, Любим продолжил пить и вести разгульную жизнь. При этом он отлично разбирался в людях и сознательно обличает своего, так называемого друга Коршунова в обмане, грабеже простых людей и нелюбви к жене. Разоблачение вызывает гнев Африкан Савича и видя неадекватное поведение потенциального зятя, Гордей Карпыч решает изменить свой план, обещая отдать дочь за Митю. Кажется, он с открытой душой благодарит брата, что он открыл ему глаза на истинный порок.
Проблематика и композиция
Кроме выявления истинных пороков и добродетелей, Островского интересует вопрос о замене национальных традиций зарубежными ценностями и науками. Образование нужно, но оно не должно идти в ущерб национальному самосознанию. Гордей Карпыч стыдится своего происхождения, ненавидя этот мир. Главным признаком культурности для него является красивая и модная обстановка в доме, правильное изъяснение и шампанское. Идея жить в столице купцу по душе.
Но защищая культурные традиции страны, Островский в то же время осуждает патриархальный взгляд на отношения в семье. Он считает, что дети не должны беспрекословно подчиняться воле родителей. Иногда им лучше идти собственным путем.
Композицию пьесы организуют три действия. В сюжете много народных песен и поговорок. Эта тема близка большинству читателей. Конечно, счастливая концовка не слишком вписывается сюжет и даже слегка натянута автором. Никто в пьесе не сказал: «Бедность не порок», это только подразумевалось, а главный герой, бедный, но достойный человек, подтвердил своими действиями этот вывод автора.
Произведение актуально до сих пор. Оно многократно ставился на сценах различных театров, в том числе современных, список постановок можно найти в Википедии. В 1969 году спектакль Малого театра был экранизирован режиссером Антониной Зиновьевой.