Литературные произведения отличаются не только стилями, но и направлениями. Каждое из них отражает настроение народа той или иной эпохи. В рамках позднего Просвещения писатели и поэты выступили против классицизма, основанного на рационализме, и представили миру творения, которые стали первыми примерами сентиментализма в литературе. Представители этого течения пытались воссоздать с помощью своих работ мир человеческих чувств.
Черты направления
Сентиментализм выступает направлением, которое появилось сначала в западноевропейской, а потом и в русской литературе. В своих произведениях сентименталисты делали акцент на чувственность. В новом течении писатели ставили чувства выше разума. Именно эта черта отличала сентиментализм от классицизма. Однако новое направление не отказалось от просвещения и продолжало продвигать идею нравственного человека.
Основные признаки сентиментализма кратко:
- культ врождённой нравственности,
- сопереживание главным героям произведения,
- раскрытие внутреннего мира человека и его душевных качеств,
- главные персонажи — простые люди,
- субъективный подход к миру,
- прославление любви, дружбы и других нравственных ценностей,
- повествование о жизни людей с описанием природы,
- замена мифологии на христианскую религию.
Природа в сентиментализме выступала не только фоном. Авторы описывали её как сущность со всеми мелкими особенностями. Сентименталистам не было интересно прошлое. Они интересовались повседневностью, которая вызывала у них сильные впечатления. Писатели считали, что человек обладает чувственностью и добротой от природы. Именно эти черты определяют достоинство личности и значимость совершаемых ею действий.
Направление в Германии
На творчество немецких писателей повлияли работы сентименталистов Англии и Франции. Однако специалисты считают, что появлению нового течения в Германии больше способствовал французский классицизм. Одним из первых немецких писателей, кто начал работать в направлении сентиментализма, стал Готхольд Лессинг. Фридрих Готлиб Клопшток смог соединить в своих произведениях германские средневековые традиции с сентиментальными чертами.
В Германии новое литературное течение было популярным в 1770—1780-х годах. Этот период выпал на время движения «Бури и натиска», который в немецком творчестве был связан с отказом от рационалистических постулатов в пользу индивидуализма и предельной эмоциональности. Представители этого феномена желали создать самобытную национальную литературу. Немецкие литераторы вдохновлялись произведениями Руссо и переняли от него культ естественного. Немцы также критиковали цивилизацию и считали, что она негативно влияет на индивидуальность человека.
Философ и историк Иоганн Готфрид Гердер отрицательно отзывался об эпохе Просвещения и критиковал правила классицизма. Он считал, что настоящая поэзия должна быть насыщена чувствами, страстью, сильными впечатлениями и фантазией.
Последователи «Бури и натиска» выступали против иерархии современного социума и его моральных устоев. Об этом писали Кристиан Фридрих Шубальт («Гробница королей») и Фридрих Леопольд Штольберг («К свободе»). Главными героями произведений становились сильные и свободолюбивые люди, которые не боялись выражать свои чувства и смело преодолевали любые преграды. Эта тема также раскрыта в драмах Иоганна Фридриха Шиллера. В труде «О наивной и сентиментальной поэзии» он утверждал, что новое литературное течение оторвано от реальности и сформировалось на основе разрыва между жизнью и идеалом.
В новом направлении писал и молодой Иоганн Вольфганг Гёте. Его роман «Страдания молодого Вертера» стало одним из ярких примеров сентиментализма. Эта работа выступила своеобразным завершением «провинциального этапа» немецкой литературы и началом вхождения её в общеевропейскую.
Русские сентименталисты
В России новое литературное течение появилось ближе к концу XVIII века, когда на русский язык были переведены труды различных иностранных сентименталистов. Н. М. Карамзин стал одним из первых, кто начал писать произведения в направлении сентиментализм. Его работа «Письма русского путешественника» ознаменовало новую эру в области отечественной литературы.
Карамзин написал известную повесть «Бедная Лиза», которая стала шедевром сентиментальной прозы. Произведение отличается чувствительной и меланхоличной атмосферой. Автор выдвинул на первое место не социальный, а моральный фактор. Он хотел отметить, что и представители низших слоёв общества способны любить.
Карамзину стали подражать многие другие русские писатели. К началу XIX века появились следующие произведения сентиментальной прозы:
- «Путешествие в полуденную Россию» В. В. Измайлова,
- «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» И. Свечинского,
- «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева и др.
К новому направлению в литературе также присоединился И. И. Дмитриев. Он тоже выступал за формирование нового поэтического языка и отказ от архаичного высокопарного слога изживших себя литературных жанров.
Сентиментализм наблюдается в ранних работах В. А. Жуковского. Он дважды перевёл на русский язык произведение Т. Грея «Элегия на сельском кладбище». Работа Жуковского стала не просто переводом стихотворения с индивидуальным стилем автора. Он перевёл произведение английского поэта на язык сентиментализма. Позже Жуковский опубликовал повесть «Марьина роща», которая тоже стала результатом влияния творчества Карамзина.
К 1820 году сентиментализм в русской литературе исчерпал себя. Несмотря на то, что популярность направления была непродолжительной, оно сыграло значительную роль в литературной области, заставив людей обратить внимание на внутренний мир личности.
Сентиментализм стал важным этапом в развитии общеевропейской литературы. Кроме того, сентименталисты создали множество новых литературных жанров, которые писатели нередко смешивали между собой. Представители этого течения утверждали, что путь к счастью лежит через нравственное самосовершенствование. Именно через эту идею сентиментализм проложил путь к следующему литературному течению — романтизму.