Пьеса Горького «На дне» как социально-философская драма

Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма затронула обширный круг духовно-нравственных проблем дореволюционной России. Используя великий опыт литературного прошлого, автор не только раскрыл острые общественные противоречия, но и увидел ростки человеческого отношения доведенных до отчаяния людей к собственной жизни.

Пьеса Горького «На дне»

История создания

Замысел пьесы возник у Горького в начале 1900 г., летом 1902 г. она была завершена и подготовлена к печати. Многие ремарки и диалоги героев были вычеркнуты цензурой, а когда ее собрались поставить на сцене МХАТа, власти это запретили. Как вспоминал Немирович-Данченко, пришлось отстаивать чуть ли не каждую фразу, а иногда даже идти на уступки. Была проделана огромная работа режиссеров, актеров и декораторов.

 Хитров рынок

Нужно было узнать жизнь горьковских героев, чтобы глубже войти в их внутренний мир. Для этого вся труппа часто посещала Хитров рынок, где обитало большое количество «бывших людей»: воров, женщин, продающих свое тело, представителей разных профессий, по каким-то причинам оказавшихся на улице. Эти своеобразные экскурсии будили творческую фантазию и давали массу впечатлений.

По словам художника Сомова, именно здесь он увидел настоящее человеческое горе. Наблюдения за несчастными судьбами опустившихся на дно людей помогли ему при создании декораций, которые были похожи на берлоги, где человек жил хуже зверя. Станиславский считал главным духовным центром пьесы свободу, ради которой персонажи шли на дно и становились ее рабами.

Философский смысл пьесы Горького

При изучении на уроке пьесы Горького «На дне» в 11 классе важно выяснить тематику и проблематику произведения. Основной темой творчества Горького в XIX—XX вв. было изобличение пороков существующего общественного устройства. Учащиеся должны назвать следующие проблемы, поставленные автором в своей новой пьесе:

  • смысл жизни и смерти,
  • человечность и равнодушие,
  • правда и ложь,
  • трагедия человека в обществе и т. д.

Изучение на уроке пьесы Горького «На дне»

В процессе обсуждения вопросов школьники в тетради с конспектами составляют таблицу, в которую заносят имена героев и их краткие высказывания. С учителем они обсуждают, почему драму «На дне» можно назвать философской. После этого классу предлагаются вопросы:

  1. Подходит ли для пьесы определение «социально-философская»?
  2. Какие социальные типы выведены автором?
  3. Нравственные мотивы, заставляющие действующих лиц пьесы поступать определенным образом.

Учащимся нужно обратить внимание на образ Луки, задуматься, кем он является на самом деле, какова его философия. Ребята, используя свои записи в таблицах, выделяют основные качества героя и пишут дома сочинение на тему «Что лучше: истина или сострадание?».

Заключительный этап урока — обсуждение вопроса «В чем причина разрушения человека, почему эти люди оказались на дне жизни?». Это будет второй темой для домашнего сочинения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
tarologiay.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: